Сразу пять высоток — четыре 25-этажных дома и еще один 13-этажный — решено построить на склоне между улицей Пархоменко, автовокзалом, храмом имени Сергия Радонежского и полосой отвода железной дорогой в центре Волгограда. Общественники и местные жители уже бьют тревогу, а компания-застройщик уже собирает общественные слушания по увеличению высоты домов почти до 80 метров. При этом компания, в которой числился всего один работник, оказалась связана с концессионерами ЦПКиО, поймы реки Царицы и концессионерами школьного питания в Волгограде.
Мечты о транспортно-пересадочном узле в центре Волгограда
Напомним, пустующий участок земли на обрыве вдоль улицы Пархоменко привлекал внимание чиновников и различных инвесторов еще со времен правления губернатора Сергея Боженова. Тогда огромный участок от Комсомольского путепровода и практически до пешеходного моста на Пражской попал в список территорий, полностью или частично зарезервированных для реконструкции улично-дорожной сети и строительства транспортно-пересадочного узла.
Волгоградцам показывали красивые картинки и обещали, что под одной крышей будут объединены вокзал дальнего следования, пригородный вокзал, автовокзал и остановки городского транспорта во все стороны города. Также обещали огромные парковки, кинотеатр, торговый центр и многое другое, вплоть до аптеки и бесплатного Wi-Fi.
Уже через год-другой на эскизных проектах появились не только вокзалы, но и «свечка» офисного здания. Но располагать грандиозные постройки под новый комплекс предполагалось прежде всего между нынешним автовокзалом и Комсомольским путепроводом. По этому поводу администрация Волгограда даже изъяла восемь складов и бывший ночной клуб «Ибица» у ООО «Автоград», что обернулось для нее многолетними судебными тяжбами. Но на прежних проектах застройка участка от автовокзала и до храма Сергия Радонежского не планировалась — эта земля отводилась под благоустройство и продолжение улицы Балонина вплоть до пересечения с Пражской.
«Подмосковный застройщик» с очень волгоградскими корнями
Сейчас, судя по всему, на идее продолжения улицы Балонина поставлен крест. В марте 2021 года участок от автовокзала до храма оказался в аренде у ООО «Мостстройкомплекс» — зарегистрированной в подмосковных Химках компании, где, по данным из открытых источников на 2020 год, числился всего один сотрудник. Срок аренды пока ограничивается декабрем 2028 года, а сам участок отдан под жилую застройку.
Что же за «подмосковная» компания и за крупный инвестор нацелились на склон у автовокзала? В новостной повестке обнаружить упоминаний о «Мостстройкомплексе» и его успехах на ниве деятельности в области архитектуры не удалось. В открытых источниках нет и упоминаний о победах этой компании в госзакупках. В судебных картотеках — только арбитражное разбирательство почти на два миллиона рублей с облкомимущества Волгоградской области из-за задолженности по аренде как раз участка вдоль улицы Пархоменко.
Сейчас генеральным директором компании является Алексей Дробот — бывший учредитель ныне ликвидированного ООО «Лема», пытавшегося делать бизнес на культурно-оздоровительном центре в городе Узловая Тульской области. А учредителями «Мостройкомплекса» числятся Анастасия Кротова, у которой 70% доли, и Сергей Ануфриев с 30% доли в уставном капитале.
Но «волгоградские корни» у компании есть, они весьма немаленькие и ведут к весьма известным в Волгограде людям.
По данным из открытых источников, компания была создана в феврале 2018 года. С самого начала и до августа 2020 года ее генеральным директором была экс-руководитель МБУ «Волгоградзеленхоз» Алла Порхун (Гончарова). Сейчас она является гендиректором и учредителем ООО «Волгастройкомплекс», 33% доли в котором принадлежит известному бизнесмену Нодирхону Касымову. А вот в публичной сфере Алла Порхун часто фигурировала как заместитель руководителя в межрегиональной общественной организации «Профессионалы социального питания», лоббирующей интересы операторов питания в школах Волгограда. Одна из совладелиц крупнейшей волгоградской концессии в этой сфере, Арина Шейгеревич, есть и в числе немногочисленных «друзей» на ее странице в социальных сетях.
В августе 2020 года в компании появились сразу четыре новых учредителя: Анастасия Кротова, Наталия Фурсова, Фаиль Мисаутов и Нодирхон Касымов. Про Анастасию Кротову в открытом доступе информации обнаружить не удалось. Наталия Фурсова — учредитель двух ООО в деревне Сабурово Московской области, до недавнего времени была учредителем и волгоградского ООО «ТПУ-сервис», показавшего к 2020 году прибыль в 10 000 рублей.
Что касается Нодирхона Касымова, то чаще всего в публичной сфере он упоминается как учредитель ООО «Волгастилл» и ООО «Парк» — фирм, в концессию которым достались пойма реки Царицы и Центральный парк культуры и отдыха. Подробнее об этих компаниях и людях, с ними связанных, мы писали в отдельном материале. Кроме того, Нодирхон Касымов является учредителем еще пяти фирм, в том числе совместно с генеральным директором ООО «Никохим» Эльдором Азизовым и его дочерью Элиной.
Фаиль Мисаутов является директором ООО «Профипит», выигравшего, но не освоившего в свое время госконтракт на организацию питания в аэропорту Волгограда для выездного мероприятия, в том числе и при возможном участии президента России. По удивительному совпадению компания располагается по тому же юридическому адресу, что раньше был у компании «Волгастилл» Нодирхона Касымова. В соседнем же кабинете — юридический адрес также вышеупомянутого ООО «Парк».
Изменения среди учредителей компании-застройщика склона на Пархоменко произошли в самом конце прошлого года. Из их состава сначала вышли Нодирхон Касымов и Фаиль Мисаутов, а затем Наталия Фурсова. Остались только Анастасия Кротова, резко увеличившая свою долю до 70%, и новый учредитель — Сергей Ануфриев из Волжского с 30% долей.
Небоскребам быть?
Сейчас часть участка вдоль улицы Пархоменко обнесена забором, но никаких работ там не ведется. Напротив, воспользовавшись пустырем в самом центре города, там разбили свой постоянный лагерь бомжи. Но проект застройки всего склона уже готов. Судя по проекту, между автовокзалом и храмом Сергия Радонежского будут построен ряд из четырех 25-этажных «свечек». Еще один дом, ближе к полосе отвода железной дороги, предполагается сделать 13-этажным.
С перспективой лишиться вида на центр города и оказаться загороженными рядом новых высоток уже столкнулись жители домов по улице Пархоменко. Высказались по этому поводу и некоторые общественники.
— Волгоградские чиновники вслед за своими коллегами из города счастья Ялты пустились в разгул в поисках того самого — их заветного волгоградского счастья, — отреагировал волгоградский общественник Сергей Островский. — Это публичные слушания, призывающие народ разобраться в нелегком вопросе: можно ли строить многоэтажки на железнодорожной насыпи? Сразу же спойлер от самих режиссеров этого опасного сюра — чиновников Волгограда: «Можно». Окей, даже если это не насыпь. А люди в курсе из числа тех, кто по закону может принимать участие в слушаниях, что под их окнами возникнут многоэтажки?
Впрочем, застройку высотками склона на улице Пархоменко уже можно принять за свершившийся факт. Остались незначительные мелочи. Так, на 10 февраля назначены общественные слушания по изменению предельной высоты будущих зданий — с 75 метров до 78. Также застройщик просит уменьшить число планируемых парковок с 630 до 427 мест. Будут или нет строиться там высотные дома — уже не обсуждается.