Волгоградская область лишилась еще одной своей, пусть и небольшой, достопримечательности. На трассе Р-229 Волжский — Быково — Николаевск дорожники закрасили в густо-оранжево-синий все украшенные уникальной советской художественной мозаикой остановочные павильоны. Известный урбанист и публицист Павел Гнилорыбов уже назвал произошедшее уничтожением рукотворной красоты, притом что подобные остановки бережно восстанавливают в соседних регионах.
Как рассказали V1.RU местные жители, в этом году на трассе от Волжского до Николаевска прошло тотальное перекрашивание остановочных павильонов, без разбора — были ли они богато украшены уникальной художественной мозаикой или являлись типовыми строениями.
— Каждая мозаика на этих павильонах отражала особенность того города или поселка, возле которого она стояла, — рассказали читатели V1.RU. — Самый яркий пример — остановка на трассе у нашего Быково. Всем известно, что Быково — родина одного из вкуснейших сортов арбуза. Так, именно арбузам, ярким, сочным и красочным, и была посвящена мозаика, богато украшавшая павильон. Да, она выцвела от времени. Да, она нуждалась в заботливом и бережном ремонте. Но то, во что ее превратили сейчас, возмутительно! Ее просто оштукатурили и густо закрасили оранжевой и синей краской. У нас был павильон, один из самых ярких и узнаваемых по всей трассе. А стала банальная и безликая оранжевая коробка. И это происходит по всей трассе — начиная от Волжского, где такой же безликой стала остановка, украшенная летящими птицами.
В отвечающем за содержание и эксплуатацию трассы ФКУ Упрдор Москва — Волгоград четыре дня формировали свою точку зрения на произошедшее с остановочными павильонами, но в итоге дали краткий комментарий, настаивая, что отдельных условий по содержанию и реставрации мозаики не предусмотрено нормативами.
— ФКУ Упрдор Москва — Волгоград приняло указанную дорогу на свой баланс в октябре 2021 года, — прокомментировала официальный представитель ФКУ Упрдор Москва — Волгоград Инна Манафова. — Сразу же здесь развернулись работы по приведению в нормативное состояние как проезжей части (восстановление покрытия, устранение дефектов), так и прилегающих территорий, убирали сухостой и мусор. Нормативы по содержанию федеральных автодорог не предусматривают отдельных условий по реставрации мозаичных панно, равно как и спецусловий по их содержанию. Не можем согласиться с определением «тотальная окраска», поскольку в данном случае речь идет о стандартном виде окрашивания подобных объектов на сети дорог ФКУ Упрдор Москва — Волгоград. Сведения о расходах вы можете утончить у представителей подрядной организации ООО «Радэль», которая отвечает за содержание федеральной трассы Р-229, в том числе за окрашивание остановочных павильонов.
По данным из открытых источников, ООО «Радэль» с уставным капиталом в 10 000 рублей, на который ссылаются в Упрдор Москва — Волгоград, зарегистрировано в доме № 102 по проспекту Ленина в Волгограде. Его учредителями являются Лилит и Роберт Мхитаряны. Указывается, что компания выиграла 23 госконтракта, из которых на Упрдор Москва — Волгоград пришлось 17 контрактов почти на 8,5 миллиарда рублей. В сентябре прошлого года «Радэль» заключил контракт на 845 с лишним миллиона рублей по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения и расположенных на них искусственных дорожных сооружений, в том числе и на участках трассы Р-229 Самара — Пугачев — Энгельс — Волгоград в Волгоградской области. Из сайта госзакупок следует, что за это время компания уже получила за содержание и услуги 116 миллионов рублей, но сколько из них причитается именно на окраску украшенных мозаикой остановок, не сообщается.
Впрочем, по словам читателей V1.RU, уничтожение советских мозаик на остановочных павильонах произошло не только на трассе Р-229. Так, уже снесены практически все покрытые художественной мозаикой остановки на трассе от Краснослободска до Средней Ахтубы. Одной из последних снесли украшенную золотыми рыбками и практически не поврежденную остановку у поселка Рыбачий, где сейчас вырубили лес для прокладки новой трассы. Вместо художественной индивидуальности там поставили типовой и безликий остановочный павильон из стекла и металла.
В итоге, если раньше такие павильоны были у каждого поселка, то теперь от Краснослободска до Средней Ахтубы осталась лишь одна остановка с мозаикой — у поселка Третий Решающий, рядом с поворотом на Лебяжью Поляну. И то, судя по крайне неухоженному внешнему виду, чиновники явно предпочтут ее снести, а не реставрировать и приводить в порядок. Хотя известно, что инициативная группа обеспеченных жителей из Лебяжьей Поляны уже предлагала по-настоящему хорошо и качественно отреставрировать уцелевший павильон, но столкнулась с полным безразличием и полным отсутствием реакции со стороны властей.
Урбанист, историк и основатель telegram-канала о краеведении, наследии и городской среде «Архитектурные излишества» Павел Гнилорыбов уверен, что дорожники, прикрываясь буквой закона, уничтожили часть идентичности Волгоградской области.
— Если честно, у меня нет цензурных слов в отношении подобных действий. Это уничтожение рукотворной красоты, которой не так-то уж и много в Волгоградской области, — считает Павел Гнилорыбов. — В 1970–1980-е годы остановочные комплексы украшались художественно исполненными мозаиками, где воспевались мирный созидательный труд, наука, достижения космоса, сельского хозяйства.
В России есть примеры приличного содержания мозаик — смальта производится, было бы желание. В соседней Астрахани, например, горожане-волонтеры под руководством Валерия Маслова сами приводят остановки в порядок, чистят от пыли. Поверьте, после очистки они молодеют на 40 лет, это невероятное ощущение, шедевр будто рождается вновь!
Об остановках юга России, Калмыкии, Казахстана, Средней Азии выходили книги за рубежом. Почему иностранцы нам «талдычат» о ценности вещей, которые мы сами уничтожаем?
Ответ дорожников обескураживает. Всегда можно прикрыться буквой закона, очередного подзаконного акта под длиннющим номером, но уничтожить при этом произведение искусства. Де-юре всё чисто, а на самом деле Волгоградская область лишилась части идентичности. Уверен, что можно было найти безболезненные обходные пути, которые бы позволили и остановки сохранить в первозданном виде, и принять дорогу на баланс. Дело в желании. Его не нашлось.
Много говорят о патриотизме. Патриотизм — это не только духовная составляющая, это прежде всего сохранение материальной культуры. Чтобы детям и внукам можно было прикоснуться к аутентичной и настоящей истории. Тут я ничего подобного не вижу.