К президенту России Владимиру Путину обратились жители поселка Второй километр у подножия Мамаева кургана в Волгограде, жалуясь, что стали заложниками практически безвыходной коммунальной ситуации. По словам горожан, подрядчик проложил им канализацию, которую не принимает «Концессия водоснабжения», а сама концессия разослала им письма о незаконной врезке в центральный коллектор и требует по 800 тысяч рублей со двора.
«Мы им поверили и стали сдавать деньги»
По словам жителей поселка Второй километр, проблемы начались у них еще несколько лет назад.
— Наш поселок расположен в пяти километрах от центра Волгограда. Здесь есть свет, газ, вода, но никогда не было центральной канализации, — рассказал местный житель Алексей Кузьменков. — Вместо этого у каждого домовладения есть септик, который периодически приходится откачивать, нанимая клининговую компанию. Ни городские, ни районные власти делать канализацию нам не хотят. В 2018 году к нам пришла компания ООО «КанСтрой», занимающаяся прокладкой канализаций, и предложила свои услуги. Мы им поверили и стали заключать договоры, сдавать деньги от 70 тысяч рублей. Также с нас брали деньги за врезку от дома к трубе, за топографическую съемку, проект и другие услуги. Завершить строительство согласно договору должны были в этом же 2018 году.
Как рассказал Алексей Кузьменков, изначальные сроки завершения строительства подрядчик не выдержал и закончил основные работы лишь в 2020 году, а после еще подключал к сети новых пользователей.
— Ссылаясь на трудности проектирования и сложность работ, они начали строительство лишь в декабре 2019, а закончили в июле 2020 года, — добавил отставной офицер. — В это же время они осуществили врезку в городской коллектор «Разгуляевский» и сказали гражданам, что пока заканчивают земляные работы, врезают новых пользователей, готовят документы, мы уже можем пользоваться канализацией, а оплатим потом по водяному счетчику. С июля 2020 года по март 2022 года нас не трогали, но после того как в феврале природоохранная прокуратура Волгоградской области оштрафовала «Концессии водоснабжения» на 550 миллионов рублей за сброс плохо очищенных стоков в Волгу, они вдруг вспомнили про нас и стали присылать письма с требованием узаконить канализацию.
Напомним, в феврале этого года Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям совместно с межрайонной природоохранной прокуратурой выявили значительное превышение допустимых концентраций вредных веществ, которые сбрасывались в реку с очистных сооружений на острове Голодный.
По словам Алексея Кузьменкова, изначально подрядчик заявлял, что канализация будет принадлежать ему, но на деле выяснилось, что собственниками все-таки числятся жители поселка и ответственность за пользование сетью тоже лежит на них.
— Узаконить канализацию мы не можем, потому что наш подрядчик ООО «КанСтрой» оказался не вполне добросовестным и проложил трубу с многочисленными нарушениями, — считает волгоградец. — «Концессии водоснабжения» провели проверку в марте и перечислили эти нарушения на шести листах формата А4, после чего потребовали заглушить наши стоки, что многие сразу же сделали. Но в начале августа нам стали приходить от них заказные письма с требованием оплатить счета за водоотведение в среднем на 800 тысяч рублей. Каждому пользователю канализации насчитали примерно по 50 тысяч кубометров стоков за три месяца. При этом к самому подрядчику у «Концессий» претензий нет, ведь собственники этой незаконной канализации мы — жители.
«Нам выставили счет на 850 тысяч»
Как рассказала Татьяна Панина, у которой в поселке живет пожилая родственница, суммы в счетах от «Концессий водоснабжения» ошеломляют и совершенно не соответствуют реальному сбросу в канализации.
— У нас в поселке Второй километр живет пожилая бабушка, и как только мы в марте узнали о том, что пользоваться канализацией незаконно, сразу закрыли сливную трубу заглушкой, но по незнанию не сообщили об этом в «Концессии водоснабжения», — рассказала волгоградка. — Позднее 13 июля они сами закрыли общую трубу, которая идет в центральный коллектор, а нам написали, что мы должны оплатить водоотведение за период с 9 марта по 13 июля. Расчет произвели по диаметру трубы, якобы у нас стоки полным напором круглосуточно сливались в центральную канализацию и за три месяца набралось около 50 тысяч кубометров. Выставили нам счет на 850 тысяч рублей. И тоже самое насчитали остальным 152 домовладениям в поселке. Как оказалось, расчет по диаметру трубы действительно прописан в постановлении правительства, и никого не интересует, что мы физически не могли столько воды слить в канализацию.
По словам Татьяны Паниной, суммы в счетах, которые им выставили, не соразмерны реальной ситуации.
— Да, мы нарушили, да мы подключились, наверное, не совсем законно, потому что доверились такому подрядчику, — добавила Татьяна Панина. — Мы не вовремя внесли изменения в лицевой счет, мы не заключили договор с «Концессиями водоснабжения», мы виноваты. Но мы хотим уменьшить сумму счетов на более адекватную и правдоподобную. Мы готовы заплатить соразмерно реальным тратам. Хотим связаться с юристами и узнать, как выйти из этой ситуации, правомерно ли вообще «Концессии» выставили нам такие счета. В поселке живет много пожилых людей, для которых такие суммы просто немыслимы. Возможно, есть способ пересчитать задолженность, исходя из водопотребления по счетчикам.
«По-другому сделать было нельзя»
Представитель самой подрядной организации «КанСтрой» Владимир Торопов с обвинениями в недобросовестности не согласен. По мнению мужчины, сделать канализацию в полном соответствии с проектом было просто невозможно, и, несмотря на все отклонения, канализация работает идеально.
— В 2017 году к нам обратилось несколько жителей поселка Второй километр с просьбой сделать им центральную канализацию. Мы собрали заявки и обратились в «Концессии водоснабжения» с просьбой разрешить врезаться в центральный коллектор «Разгуляевский», — рассказал Владимир Торопов. — «Концессии» разрешение дали. Объект большой, поэтому ушло года полтора только на проект и еще полтора на строительство. Но мы всё построили. Заключили договоры с «Концессиями» о технологическом присоединении на тот момент 52 жителей. После этого они прислали нам письмо о том, что канализация незаконная и необходим акт приемки работ. Прислали к нам сотрудницу, она всё осмотрела, а через еще две недели нам сообщили, что канализацию не примут из-за многочисленных нарушений. Расстояния между колодцами, уклоны труб, глубина... При этом канализация к тому моменту уже два года работала без нареканий.
По мнению Владимира Торопова, «Концессия водоснабжения» невыгодно, чтобы в поселке была канализация.
— Да, она выполнена не по проекту, но сделать по проекту невозможно, и это все понимают. А если и возможно, то с затратами в пять раз больше наших, — считает представитель ООО «КанСтрой». — Проект делали с учетом требуемых расстояний до газопровода и водопровода, но без учета, что на этих улочках это всё не уместишь. Трубы в таких случаях нужно класть в футляр, а это увеличивает стоимость в три раза. Сейчас у нас линия канализации проходит в пяти сантиметрах от газопровода, но она нигде ничему не мешает. Видимо, мы стали слишком популярными, стали бить по карману «Концессиям». Человек с обычным септиком, вынужден примерно 10 раз в год вызывать откачку, платить каждый раз полторы-две тысячи рублей. Машина, которая септик откачивает, везет его сливать в колодцы «Концессий», которые за это берут плату наличными, а мы лишаем их такого заработка.
По данным из открытых источников, компания ООО «КанСтрой» зарегистрирована в Волгограде в мае 2017 года. Основной вид деятельности фирмы — производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха. Директором и учредителем организации числится Ирина Волосатова. 17 марта 2022 года компания ликвидирована по причине исключения ее из ЕГРЮЛ из-за внесения недостоверных сведений об организации. До сих пор в открытых источниках можно найти сведения об имеющейся задолженности по налогам и штрафам на сумму более 7 тысяч рублей.
«Работать бесперебойно такая сеть не сможет»
О причинах выставления огромных сумм жителям посёлка «Второй километр» корреспонденты еще в понедельник, 8 августа, запросили в пресс-службе «Концессий водоснабжения». Ответ на официальный запрос на момент публикации так и не был получен.
В администрации Волгограда, в свою очередь, в курсе скандальной ситуации в поселке и массового возмущения местных жителей.
— В ходе обследования канализационного коллектора перед допуском объекта в эксплуатацию специалистами были выявлены нарушения, допущенные ООО «КанСтрой» в ходе выполнения работ, — сообщили в пресс-службе мэрии. — В частности, превышение в два раза числа подключенных абонентов, многократное нарушение строительных и санитарных норм при возведении коллектора. С учетом выявленных нарушений и несоответствий согласованной проектной документации данная сеть не сможет работать бесперебойно, что создает высокую вероятность излива канализационных вод на рельеф и загрязнение окружающей среды.
В мэрии настаивают, что жителям поселка было предписано прекратить пользоваться услугами водоотведения без договора и легализовать пользование центральной канализационной сетью, заключив договор и открыв лицевой счет. Тем собственникам, которые не предприняли никаких мер по исправлению ситуации, был произведен расчет платы за бездоговорное пользование канализацией.
— Получив сигнал о сложившейся ситуации, администрация Волгограда подключилась к решению вопроса, — добавили в пресс-службе горадминистрации. — В ближайшее время специалисты профильных подразделений мэрии проверят законность проведения начислений жителям поселка «Концессиями водоснабжения» и обоснованность взыскиваемых ими сумм. Что касается завершения работ на коллекторе, то согласно действующему законодательству, в рамках договора подрядчик ООО «КанСтрой» обязан выполнить весь объем мероприятий в соответствии с утвержденным проектом, после чего станет возможным провести приемку объекта и ввести его в эксплуатацию. В случае бездействия подрядчика жители вправе обратиться в судебные органы. В свою очередь муниципалитет намерен подключить к разрешению ситуации правоохранительные органы.