Реконструкция Горсада и Комсомольского сквера в центре Волгограда проходит совершенное неправильно. Мало того что при планировании и зонировании Горсада заезжие урбанисты забыли, что это старейшее городское кладбище, так и совершенно наплевательски, если даже не богохульственно, отнеслись к установке сцены для танцев, веселья и всевозможных прочих молодежных косплеев и бесчинств на месте алтаря старой Скорбященской церкви. К такому выводу пришел бывший епархиальный архитектор, член Союза архитекторов России Валерий Околелов.
По словам Валерия Околелова, построенная еще в середине XIX века Скорбященская церковь стояла посреди городского кладбища на том месте, где до реконструкции парка располагалась круглая клумба. Перед ЧМ-2018 клумбу уничтожили, площадь закатали в асфальт, а потом установили сцену.
— Судя по архивным фотографиям, территориально храм как раз располагался на месте этого круга. А там, где сейчас стоит сцена, был алтарь, — возмущается Виктор Околелов. — То есть получается, выступающие танцуют и поют прямо на алтаре.
Напомним, мы уже подробно рассказывали историю появления на месте крупнейшего кладбища Царицына Комсомольского сквера и Городского сада. Кладбище было закрыто в 1886 году, в конце XIX века на этом месте появилась Скорбященская площадь. Храм, в свою очередь, пережил революцию и Сталинградскую битву. В ней в свое время размещались сталинградский аэроклуб Осоавиахима, столовая для военных, а позже — детский садик. В 1950-х здание окончательно разобрали. Только в 2004-м на территории Комсомольского сада построили деревянный храм иконы Урюпинской Божьей Матери, проектированием которого и занимался Валерий Околелов. Храм, хоть и серьезно горел в августе 2014 года, существует до сих пор.
А вот остатки царицынского кладбища и могилы погибших в Сталинградскую битву в Горсаду находят до сих пор. Так, при прокладке трубопровода рабочие «Концессий теплоснабжения» только несколько лет назад разрушили древний склеп с останками людей.
— За часовней находятся захоронения бойцов, погибших во время Сталинградской битвы, — рассказывает Виктор Околелов. — Здесь когда-то была братская могила, после возведения Мамаева кургана ее разрыли, останки перевезли туда. Но всех погибших перенести не удалось — часть останков всё так же находится под асфальтом и газонами Горсада.
По соседству со сценой и прочими местами, отведенными сейчас для светского веселья и гуляний, находятся и еще два знаковых захоронения: могила командира 35-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Василия Глазкова и братская могила героев революции и Гражданской войны, в том числе Якова Ермана. Последняя, кстати, словно подвергаясь пренебрежению и остракизму со стороны властей и ответственных за сохранение объектов культурного наследия, последние годы находится в жутком состоянии. Впрочем, такое безразличие неудивительно, если даже депутат областной думы Александр Осипов как-то публично и цинично назвал памятник на братской могиле «Какашкой Ермана». По мнению Виктора Околелова, сам факт нахождения там двух могил и храма делают неуместными веселье и празднества в этой части Горсада.
Архитектор считает, что сейчас, когда всевозможные урбанисты и заезжие авторы проектов предлагают различные преображения Горсада, то его прошлое и настоящее просто игнорируется.
— Раньше все праздничные мероприятия проходили на летней эстраде, где находится трамвай-памятник. Почему бы туда не перенести их снова? — говорит Виктор Околелов. — Еще неприятность нам доставляют в летний период динамики, повешенные на столбах. Точнее то, что с самого утра, часов с восьми, там звучит развлекательная музыка. Мы не против, но дайте нам немножко времени. Мы рано начинаем служить, да и люди еще в это время спят. И эта музыка… Вряд ли кому она нужна так рано.
Впрочем, пару лет назад, когда на парке в центре города отрабатывали свои фантазии урбанисты муниципального центра «ВЯЗ», они упоминали про религиозную составляющую.
— Возможно, мы сделаем какой-то церковный садик — условно, «Аптекарский огород», — заявлял главный архитектор центра «ВЯЗ» Дмитрий Селивохин еще в 2020 году, но дальше заявлений и картинок дело вроде так и не пошло.
В свою очередь Виктор Околелов считает, что приход в курсе планов урбанистов и не разделяет их энтузиазм.
— Этот центр — кто, они? Москвичи. Почему они у нас этими вопросами занимаются, а не региональный Союз архитекторов. Пусть настоящих специалистов задействуют, в нем более 200 человек состоит, — считает он.
Вот чего, по мнению архитектора, точно не хватает в парке, — как минимум обозначения местонахождения бывшей церкви. А, как максимум, — восстановления Скорбященского храма.
— Здесь нужно установить хотя бы мемориальную табличку или столб, чтобы люди знали и помнили, где находилась церковь, — заявляет Виктор Околелов. — Но этого мало. У меня разработан проект церкви, которую можно воссоздать на своем историческом месте. Нужно помнить, что здесь — не для веселья, а для релаксации, чтобы душа отдохнула. Кто-то спросит: много ли церквей в Центральном районе? Я считаю, что немного. И Скорбященский храм должен вернуться.
Надо ли восстановить Скорбященскую церковь на территории Горсада?