17 июня в Волгограде вспоминают первый трактор, выпущенный знаменитым Сталинградским тракторным заводом. Увы, в день, когда символу советской индустриализации исполнилось 93 года, сам тракторный завод превратился в руины.
В 1926 году Высшим советом народного хозяйства СССР было принято решение о строительстве в Сталинграде первого тракторного завода в 14 километрах от центра города. К созданию столь значимого для страны проекта были привлечены лучшие советские и иностранные специалисты, в основном из США.
Спустя всего 4 года, 17 июня 1930-го, с конвейера сталинградского завода вышел первый трактор СТЗ-1. Сейчас он стоит как экспонат в музее современной истории России. С этого дня производство пошло полным ходом. А в годы войны завод переориентировали на производство и ремонт знаменитых танков Т-34, а также артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ.
— Об этом заводе в СССР знали все, — пишут авторы Telegram-канала журнала «Историк». — Это был один из флагманских проектов первых пятилеток. Символ ускоренной индустриализации. Лучшие советские и американские инженеры участвовали в строительстве завода. И вот — выстраданная победа! Мощность первого трактора модели СТЗ-1 (Сталинградский тракторный завод — 1) составляла тридцать лошадиных сил. К июлю завод вышел на проектную мощность 144 трактора в сутки. Следующая, более мощная модель сталинградского трактора выиграет Гран-при в 1938 году на Всемирной выставке в Париже. К 1940 году Сталинградский тракторный даст стране 23 000 сельхозмашин — половину тракторного парка страны.
Увы, в настоящее время, несмотря на многочисленные обещания властей, тракторный завод превратился в руины. Даже нынешний губернатор Андрей Бочаров обещал спасти предприятие, но теперь вместо него — поле бетонного лома, а сам глава региона признал, что тракторного завода в Волгограде больше нет.
Цеха бывшего промышленного гиганта снесены и именуются горожанами руинами устойчивого развития и волгоградской Припятью. Основную производственную площадку ВгТЗ, которая выглядит сейчас хуже, чем в 1943 году, решено отдать под застройку и превратить в «зону комплексного и устойчивого развития». А проходные завода уже разобрали и переоборудовали под бизнес-центр в формате коворкинга.