От слез обиды и разочарования до остеохондроза. От непонимания родителей до гармонии в отношении с ними. От тревоги до уверенности.
«Лучшие годы жизни» — именно так принято называть студенчество. В фильмах этот чудесный период зачастую изображают через нескончаемые вечеринки, случайные приключения и горячие любовные истории. Всё кажется идеальным и романтичным, пока ты сам не становишься студентом… Тогда-то и понимаешь: учеба — это не всегда про веселье. Мы собрали три истории студентов из Волгограда, откровенно рассказавших, как столкнулись с кризисами взросления и лобового столкновения с реалиями жизни.
Настя, 2-й курс, журналистика
С детства я любила много болтать, даже слишком. Из-за моей предрасположенности к коммуникациям и писательству родители стали пророчить мне карьеру журналиста. А в шесть лет я поняла, что мне нравится слушать, что говорит «та тетя на экране». Так и зародилась моя мечта — стать журналистом.
Когда я училась в 11-м классе, мой папа попал в аварию. Это сильно ударило по нашей семье и морально, и финансово. Мне хотелось выбрать тот вариант обучения, который нанес бы наименьший вред моей семье. Но тогда родители сказали, что наибольший вред я нанесу, если после всех лет стараний в журналистике я выберу другую специальность, но на бюджетной основе. Они не хотели мне такой жизни, поэтому я всё же подала документы на журналистику.
Я надела маску уверенности в себе сразу после той беды в семье. Я не показывала страха, разочарования, волнения. Даже когда было очень страшно, я всё равно делала то, что надо было. Поступала я сама: звонила, разговаривала с приемной комиссией, читала информацию на сайте.
Это же продолжилось уже и в самом студенчестве. Я никому не показывала, как мне было тяжело в тот период. Мне постоянно было страшно, неловко, мучил синдром самозванца. К этому добавились сильные переживания после переезда. Мне постоянно было очень тяжело, грустно. Я всё время плакала, чего не могла делать дома: ведь за стеной всё могло быть слышно, а я не хотела никого расстраивать.
«Жизнь в одиночку на съемной квартире просто открыла портал в мой личный ад»
Меня накрывали одиночество, постоянный страх и необходимость создавать для других вид, что я ничего не боюсь. Я постоянно жаловалась на всё: на ситуации, учебу, общение с семьей, переживания о себе и своей внешности. Да обо всём. Со временем это надоело всем, в том числе и мне. Я поняла, что ничего не изменится, если я продолжу плакать и жаловаться. Мне никто не поможет, ведь я одна в четырех стенах и себе на уме в университете. При этом люди, которые окружали меня тогда, поддерживали как могли. Они из раза в раз показывали, что я сильная и смогу со всем справиться. Еще помогла повышенная нагрузка: я отдавала всю себя работе в студенческом медиа.
Если бы я что-то сказала себе в тот период, то кто знает, чем бы это обернулось? Пусть та Настя, которая плакала в квартире от ненависти к себе, своему «журналистскому несовершенству» и бессилию, плачет дальше. Именно слезы и ненависть к себе станут тем, что сделает ее той, кто она сейчас. А этот вариант не такой плохой, как я считаю!
Теперь я работаю на двух работах. Одна из них позволяет мне уйти на индивидуальный план, чтобы уменьшить количество проблем по учебе.
Раньше мне мешала моя постоянная грусть и конфликтность. Теперь же мне некогда жить студенчеством. Мне даже грустно, что я лишила себя возможности общаться с ровесниками на простые темы, тусоваться где-то и просто заниматься обычными студенческими делами, вроде периодического залипания в стенку с мыслями «Кто я вообще такой?».
Лера, отчислена по собственному желанию
Я ушла из школы после девятого класса и поступила в колледж. Решение приняли скорее мои родители, чем я, потому что специальность была связана со строительной деятельностью, в которой они и работают. Сама я толком ничего не выбирала.
Сложнее всего было на третьем курсе. Именно тогда принималось окончательное решение о том, чтобы уйти из колледжа. Я задумалась об этом, потому что чувствовала себя не в своей тарелке. Да, мне нравилось окружение, мне нравились преподаватели, но мне не нравилась сама профессия. И всё это время я думала о том, что трачу свое время и свою жизнь просто так.
Было несколько попыток поговорить с родителями о моем решении. Первая попытка — еще на втором курсе — была встречена очень негативно, буквально в штыки. «А что ты будешь делать дальше?», «Куда ты пойдешь?» Я не воспринимала отчисление как нечто ужасное, но решила доучиться чисто для галочки.
На третьем курсе учеба начала забирать мои силы. Я понимала, что трачу время на то, что мне абсолютно не нравится, и из-за этого как будто перегорала ко всему, что делала. Иногда всё же появлялась на занятиях. И однажды произошел очень неприятный случай, который сыграл решающую роль.
Мне постоянно звонила куратор и спрашивала, мол, почему я не появляюсь в колледже. Подумала: «Ладно! Приду один раз, чтобы от меня просто отстали». Зашла в аудиторию, поздоровалась со всеми, мне преподаватель говорит: «О, Кулимзина! Ты сюда для красоты пришла посидеть?» И меня выгнали с пары, а я, расстроенная, просто ушла. Это стало последней каплей.
Я больше не могла. Не могла обучаться этой специальности и не могла нормально взаимодействовать с преподавателями — они уже были негативно настроены в мою сторону. Тогда моя мама очень адекватно приняла решение об отчислении. Она помогла мне с документами, по возможности ходила вместе со мной по всем нужным инстанциям, поддерживала. Словом, можно сказать, что родители прошли через все стадии принятия.
Сейчас я откладываю деньги для оплаты заочного обучения. Планирую совмещать с работой, потому что не хочу терять ее. Однако после трехгодового периода обучения по специальности, которая была мне абсолютно неинтересна, я выбита из колеи. Когда я забрала документы и официально отчислилась, я вышла из колледжа, чувствуя себя пустым сосудом, который не знает, куда идти и что делать. Даже сейчас я всё еще сомневаюсь насчет выбора специальности, но определенные идеи есть.
Если бы я могла сказать что-то самой себе из прошлого… «Дорогая, не переживай, скоро это всё закончится!» А если серьезно, то посоветовала бы меньше обращать внимания на слова преподавателей, которые регулярно задевали. На меня давили, и очень сильно. Я буквально приходила домой и рыдала в подушку, потому что принимала всё слишком близко к сердцу. Но это всё просто слова: обидчики придут домой и забудут, а почему я должна думать об этом днями-ночами, нервничать из-за этого? Это бессмысленно!
Оля, 3-й курс, экономика
Моим примером для подражания всегда была двоюродная сестра, которая благодаря своим знаниям переехала в Москву и сейчас много путешествует, работает на хорошей работе и ни в чём себе не отказывает. По характеру она очень спокойная — даже спокойнее меня!
В школе я не знала, в какой именно сфере хочу работать и развиваться, поэтому поступила на экономику. Эту специальность я выбрала, потому что, мне кажется, знание экономики — база, которая всегда встречается в повседневной жизни. Хочется обладать финансовой грамотностью, знать процессы, происходящие в обществе, уметь их описывать. Да и мне самой это интересно.
С теплом вспоминаю о периоде подготовки к экзаменам, потому что мне было интересно узнавать новое. Тогда я полюбила математику, в особенности цифры, и экономику. Шла на экзамены с приятным волнением, потому что была уверенность в том, что всё знаю. Еще эти переносы экзаменов из-за пандемии сделали ЕГЭ слишком ожидаемым: хотелось быстрее всё сдать и идти отдыхать.
Была интрига, меня интересовало то, на какие баллы я напишу. Думаю, что немного все-таки волновалась, но стресса было мало. Обычно я спокойно отношусь ко всему, но была сложность в том, что в тот период у меня заклинило поясницу из-за остеохондроза: я лежала несколько дней, не могла ходить, но всё равно смотрела вебинары и готовилась.
За первые два месяца после поступления я ни разу не пожалела о том, какой университет выбрала, потому что занятия были интересными, а вели их яркие преподаватели. Сложно было только писать статьи и курсовые, возникали трудности с перефразированием текста, для меня это казалось однотипной и муторной работой, которая не приносила удовольствия и пользы. Ну и высшая математика тоже не вся и не сразу давалась, но с ней было хотя бы интересно разбираться.
Параллельно с учебой я работаю в онлайн-школе в роли куратора. Я научилась планировать время — за это люблю свою работу. Стараюсь выполнять поступающие задачи сразу по мере возможности: так у меня не копятся долги, я чувствую из-за этого себя прекрасно. Следовательно, остается энергия и на всё остальное. Если у меня есть много долгов, мне некомфортно, но если я их сразу разгребаю — всё отлично!
Мне не нравится смотреть видео или зависать в социальных сетях. Если нужно что-то сделать — так я не ощущаю спокойствия. Если совсем не хочется заниматься важными делами, то ставлю таймер на 5 минут: время, которое я уделю задаче. Часто самое трудное — начать, а после 5 минут я уже втягиваюсь и довожу до конца работу. Хочется быстро всё закончить, а уже потом беззаботно отдыхать!
Сложно советовать что-то другим… Но можно сказать, что в любом случае всё пройдет так, как надо. Даже если будет сложно или неприятно. Если смотреть на проблему в долгосрочной перспективе, то через 5–10 лет человек и не вспомнит эти трудности. Либо вспомнит, но с улыбкой, ностальгируя по студенчеству. Такие проблемы не являются концом жизни, всё решаемо!
Нужно в первую очередь успокоиться настолько, насколько это возможно, потому что, по моему мнению, находясь под влиянием эмоций, сложно решить проблему в полной мере. Можно посмотреть на ситуацию с другой стороны, поискать разные варианты и принять самое эффективное решение. Трудности в учебе — это нормально, они подготавливают человека к более сложным ситуациям, которые возникнут уже после выпуска из учебного заведения.
Пора взрослеть!
Конечно, студенчество — далеко не такое яркое и красочное время, как показывают в кино. Студенческие годы — период становления человека как ответственной и организованной личности, но и это случается не по велению волшебной палочки. Проректор по учебной работе, доктор филологических наук и доцент Волгоградского государственного университета Дмитрий Ильин рассказал о распространенных причинах возникновения проблем у студентов:
— В первую очередь сказывается неумение планировать время и отсутствие навыков тайм-менеджмента. Студенту кажется, что впереди много времени, за которое он обязательно успеет выучить материал, но на самом деле получается, что время очень быстротечно. Оно проходит, и студент не успевает подготовиться к сессии, потому что был занят другими важными — с его точки зрения — делами.
Помимо неумения организовывать свое личное и рабочее время, которое эффектом домино влияет на все сферы жизни студента, Дмитрий Ильин также выделяет другую причину:
— Важный аспект — психологический барьер между преподавателем и студентом. Вчерашний школьник привык, что с ним нянчатся учителя, его опекает классный руководитель. В вузе всё по-другому. В вузе начинается полностью самостоятельная жизнь. Преподаватель не будет поступать таким образом, как классный руководитель. Это не входит в его задачу.
Тем не менее Дмитрий Ильин отмечает, что студенты могут обратиться в психологические службы, базирующиеся в учебных заведениях. Именно там студенту помогут разобраться в причинах возникновения различных тревог и дискомфорта.
И хотя преподаватели не обязаны «нянчиться» со студентом, игнорировать нуждающегося в помощи обучающегося они не должны.
— Тут дело даже не в том, какой статус у преподавателя, — объясняет Дмитрий Ильин. — Если ты видишь, что у твоего ближнего, пусть даже не совсем знакомого человека, есть проблема, ты всегда ему поможешь.
Психолог клиники семейной медицины ВолгГМУ Елена Панкратова выделяет два аспекта, по поводу которых студенты чаще всего обращаются к специалисту. Однако не стоит обманываться: на самом деле причин для появления психологических проблем у студентов гораздо больше.
— Есть часть студентов, которые переезжают жить в город из области. Это проблема адаптации к новой среде, — объясняет Елена Панкратова. — Также имеет место адаптация к новому окружению — учебной группе. Студенты одной группы — случайные люди с общим желанием получить образование, но с очень разными характерами и мировоззрениями. Другой момент: межличностные отношения, то есть дружба и романтические чувства, а также отношение к самому себе. Нынешнему поколению для того, чтобы жизнь их «устраивала», необходимы налаженные отношения.
К каждой проблеме нужен свой подход, но главное, что можно сделать студенту с проблемами: поставить самого себя на первое место.
— Надо помогать себе, понимать себя, заботиться о себе, ставить цели и самостоятельно вести себя к лучшей жизни, — объясняет психолог. — Будет здорово, если в определенный момент жизни студент поймет и осознает, что он сам — собственный главный проект.