Уличные художники окрасили серые кварталы Спартановки сотнями произведениями стрит-арта и граффити, превратив спальный микрорайон на севере Волгограда в галерею современного урбанистического искусства. Так считает медиатор и исследователь Лилия Болотникова, уже начавшая проводить экскурсии, показывая самые яркие произведения на гаражах, стенах домов и даже бетонных блоках ограждений.
—У многих волгоградцев Спартановка ассоциируется почему-то с криминалом и разгулом уличной преступности, — рассуждает Лилия Болотникова. — Да, возможно этот район действительно был таковым в девяностых. Когда-то давно здесь были и разборки, и перестрелки. Но сейчас здесь уже этого нет. Я могу спокойно идти куда-то ночью, ничего не опасаясь. Идти и любоваться очередным обнаруженным произведением искусства.
По мнению Лилии, появление сотен рисунков на вертикальных поверхностях Спартановки связано с тем, что многие из художников и членов граффити-комманд проживают именно в этом микрорайоне и «метят» свою территорию. Причем, по словам Лилии, часть из них уличным искусством занимается уже более 20 лет и останавливаться пока не думает.
— Вообще граффити — это про захват территорий, — говорит Лилия. — Некоторые художники даже закрашивают чужие изображения своими, пытаясь намеренно выйти на конфликт.
Кстати, о стилях. Называть термином «граффити» любой уличный рисунок будет, по словам госпожи Болотниковой, некорректно. Например, в случае если рисунок согласован с чиновниками администрации или с каким-либо бизнесом, то его следует называть паблик-артом. Граффити же, в свою очередь, как и стрит-арт, подразумевают определенную несогласованность, полет фантазии автора и, грубо говоря, вандализм.
«Граффити — это когда твои пацаны тебя поняли, а общественность — нет. Стрит-арт уже наоборот. Пацаны не поймут»
Так, именно паблик-артом, по словам исследователя, стоит считать огромный стрит-арт с «Белоснежкой», нарисованный на одном из фасадов дома по Кропоткина, или соседний — с гигантской стилизованной крысой, увлеченно поедающей макароны. Оба рисунка, собственно, и были выполнены на заказ.
— Стрит-арт массовой аудитории куда более интересен, — считает Лилия Болотникова. — Это не какие-то непонятные окружающим надписи, а необычные рисунки и изображения. Выполнены они могут быть не только вручную и баллончиком, но и с помощью трафарета, и десятков других инструментов, в том числе мозаикой.
Но чаще всего на улицах встречается то, что Лилия называет мини-граффити: это теги маркером, которыми заполнен буквально каждый фасад города, и выполненные баллончиком рисунки, чаще всего изображающие стилизованный никнейм автора.
Впрочем, уличному искусству на Спартановке слишком часто приходится соседствовать с колоссальным количеством наркотрафаретов. Зачастую талантливым авторам суждено делить одну и ту же стену с людьми, которые краски используют вовсе не ради искусства и творчества. И обычному зрителю без помощи исследователя и экскурсовода порой сложно понять — где искусство, а где реклама запрещенных веществ.
—Они рисуют, потому что у них потребность к этому, — оправдывает художников Лилия. — Это их внутренняя необходимость в самореализации. Также им нравится занимать пространства, заявлять о себе.
По словам Лилии Болотниковой, на Спартановке можно обнаружить десятки уникальных трафаретов, отсылающих к литературе, мировому кинематографу и даже произведениям античного искусства. И за ними может скрываться как политический протест или отсыл к антиутопиям Оруэлла, так и довольно необычные проявления творческих метаний.
— Если быть внимательным, то можно заметить крайне интересных персонажей — белых человечков, заполонивших светофоры, стены и лавочки микрорайона, — говорит Лилия. — Рисует этих персонажей один и тот же художник, и называются они Кодами, духами из аниме Миядзаки. Обратив внимание всего лишь раз, путник начнет замечать их абсолютно везде.
Впрочем, всё чаще встречаются на Спартановке ставшие арт-героями кошки. «Котята» прячутся и под окнами, на блоках ограждений и на стенах. Издалека может даже показаться, что животное вовсе не нарисованное. Возможно, именно эту цель и преследовал автор.
Напомним, что в феврале этого года волгоградский художник создал целую галерею современного искусства в стенах заброшенной больницы.