Попавший к линии соприкосновения из колонии строгого режима боец ЧВК «Вагнер» из Волгоградской области лишился всех наград, полученных в ходе спецоперации на Украине — как медали «За отвагу», так и наград ЛНР и, собственно, «Вагнера». Он утверждает, что поверил в обещание бывшего сослуживца о дополнительных выплатах, а тот обманул и продал их с интернет-аукциона. Так это или нет — сейчас разбирается полиция.
Первое упоминание о происшествии появилось в анонимном телеграм-канале «Осторожно, новости».
— 31-летний мужчина из хутора Старенький был ранее судим за наркотики и тяжкие телесные. После начала СВО оказался в рядах ЧВК, где получил множество наград — медаль «За отвагу», орден ЛНР «Службой и храбростью» II степени, а также внутренние награды «Вагнера», — сообщили авторы канала. — В последнее время мужчина испытывал проблемы с получением выплат. Помочь ему вызвался сослуживец из Волгограда, которого до службы в ЧВК судили за грабеж, оскорбление представителя власти и нанесение побоев. Он попросил передать ему награды, которые помогут получить компенсацию, а после этого исчез.
«Убил, сел, но отправился на линию соприкосновения»
У Алексея, который лишился полученных на линии соприкосновения наград, к 31 году уже весьма богатая биография, правда, сплошь связанная с нарушением статей Уголовного кодекса. Родом он из большого села Заплавное в Ленинском районе, а сейчас переехал ближе к Волгограду — в хутор у рыбзавода в Среднеахтубинском районе. Хутор невелик: несколько пустынных улиц, пара магазинов и население всего около 200 человек. Местные знают друг друга чуть ли не с рождения — и кто чем живет, и кто как на хлеб зарабатывает. Знают и о ситуации, случившейся с Алексеем.
— Алексей сидел в тюрьме за убийство, — рассказывает его брат, Николай, — точных подробностей происшествия не знаю, но вроде по пьяни что-то произошло. Родителей у нас нет. Ему выдавали квартиру как сироте. Живет то там, то в своем родном Заплавном, то к нашей семье в гости заезжает.
Судя по находящимся в открытом доступе материалам суда, к ответственности он привлекался еще с несовершеннолетнего возраста и был в розыске за кражу. Следом судимость он получил еще в 2011 году. За изнасилование, соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или к другим лицам, а также за совершенный с применением насилия грабеж он получил четыре года колонии общего режима. Чуть позже добавилась еще одна судимость за незаконное хранение оружия — в теплице были найдены принадлежавшие ему патроны калибра 7.62.
В конце 2015 года он вышел из колонии по отбытии срока, но ненадолго. Уже 1 марта 2016 года он отмечал день рождения и сильно напился. Пошел к соседке искать какую-то девушку Свету, не нашел, а затем начал стучать в другой дом — к злоупотребляющему спиртным мужчине. Что там произошло — достоверно неизвестно, известен результат. Алексей жестоко избил мужчину руками и ногами, так что тот позже умер в больнице.
Совершенное Алексеем суд не трактовал как убийство — лишь как причинение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшего. Одновременно он обвинялся еще и в незаконном обороте наркотиков — у него были найдены 365 граммов марихуаны. Все это в совокупности Ленинский районный суд расценил заслуживающим наказания в 8,5 года колонии строгого режима. Волгоградский областной суд оставил приговор в силе, но до конца срок Алексей не отбыл.
— Как появилась возможность попасть на СВО, он отправился на линию соприкосновения, — рассказывает брат Алексея, Николай. Когда списывались и созванивались с ним, он рассказывал, как там страшно. Но потом он вернулся с наградами, получил амнистию, стал работать сварщиком...
Сам Алексей, одетый в камуфляж и назначивший встречу у моста через Ахтубу, рассказывает обо всём крайне неохотно.
— В 2016 году я попал в колонию из-за убийства, — кратко рассказывает Алексей, категорически отказываясь от фотографирования и настойчиво прося не указывать фамилию. — Потом к нам в колонию приехал Евгений Пригожин. Мы с ним общались, после чего я добровольно отправился на Украину. Был там с сентября 2022 года по март этого. Получил ранение, лежал в госпитале. Но сейчас восстановился, всё в порядке.
«Их продали их кому-то за границу»
По словам Алексея, с линии соприкосновения он вернулся с многочисленными наградами. Получил и положенные выплаты, суммы которых не назвал. Но, говорит, всё, что обещали — выплатили.
— Из наград у меня были и довольно редкие. Медаль «За отвагу», орден ЛНР «Службою и храбростью» II степени, а также медаль штурмовика «W проект 42174» и крест за ранение первой степени от «Вагнера», — рассказывал Алексей, показывая фотографии с наградами на груди и заполненные на его имя наградные удостоверения. — А потом мой сослуживец Константин рассказал, что, оказывается, за награды можно получить еще и дополнительные выплаты.
По словам Алексея, у него не было сомнений в честности сослуживца.
— Я, естественно, решил попробовать с выплатами, — говорит он. — Мы с ним в августе поехали в Волгоград. Встретились там с человеком в футболке «БАРС». Я ему отдал награды. После чего мне сказали ждать. Но долгое время никакого ответа мне так и не поступило, не говоря уже о выплатах. Константин же только и делал, что кормил завтраками. В итоге я и решил обратиться в полицию. Константина допросили, и, как я понимаю, он пытается внушить версию, что я ему сам эти награды продал.
Как считает Алексей, надежды вернуть награды у него уже нет.
—Я считаю, что они все проданы, — говорит он. — Я видел их на сайте одного из интернет-аукционов. И продали их кому-то за границу. С подобными случаями столкнулись и другие мои сослуживцы. Некоторые из них не обращались в полицию и надеются решить вопросы и вернуть награды самостоятельно.
На указанном Алексеем интернет-аукционе действительно представлен богатый выбор наград СВО, причем значительная часть из них снабжена пометками «реплика» или «копия», даже несмотря на сочетание с наградными удостоверениями. Ценник на знаки ЧВК «Вагнер» колеблются кратно. Так, медаль штурмовика «W проект 42174» продается вместе с удостоверением и за 5000 рублей, и за 100 000 рублей. Знак «За ранение» первой степени также можно купить и за 15 000 рублей, и значительно дороже.
В ГУ МВД России по Волгоградской области подтвердили, что заявление от Алексея поступило, по факту обращения проводится проверка, по результатам которой будет принято законное и обоснованное процессуальное решение.
Тот же, кто, по словам Алексея, забрал у него награды, общаться с корреспондентами и рассказать свою точку зрения на ситуацию отказался:
— С Алексеем и решайте вопросы, — заявил он и положил трубку.