Тысячи жителей сёл, хуторов и станиц Иловлинского района Волгоградской области оказались отрезаны замерзающим Доном от внешнего мира, медицинской помощи и поставок продовольствия. Идущий по реке лед на долгие недели лишает людей связи не только с развитой цивилизацией, но даже с ближайшим райцентром. Отчаявшись дождаться внимания от местных и региональных властей, жители Трёхостровской, Новогригорьевской и других населенных пунктов Задонья обратились за помощью к президенту России Владимиру Путину.
Еще с послевоенных времен и по сей день сёла, станицы и хутора Задонья связаны с внешним миром лишь паромными переправами через Дон. Ледоход же сразу ставит крест на транспортном сообщении через реку.
— Уважаемый Владимир Владимирович. Мы, жители Новогригорьевского и Сиротинских сельских поселений Иловлинского района Волгоградской области, обращаемся к вам с просьбой решения проблемы с паромной переправой, — заявляют люди в своем видеообращении к Путину. — Из года в год во время ледохода и весеннего паводка мы отрезаны от мира. Паромная переправа не работает по две недели. Это происходит по четыре раза за сезон. Население состоит в основном из пенсионеров. Мы не можем обратиться за медицинской помощью, у нас нет даже аптеки. Продукты привозить далеко. На два поселения одна пекарня, и покупать хлеб приходится по записи. В хорошую погоду переправа работает всего лишь с семи утра до семи вечера. Порой дела в области не успеваешь сделать и приходится ночевать у парома. Наши районы, Клетский и Иловлинский, отрезаны от областного и районного центра. При этом еще есть транзитный транспорт. Когда паром работает, то в праздничные и выходные дни приходится ждать переправу в очереди по два-три часа. 21-й век, а цивилизация до нас никак не дойдет.
По словам местных жителей, в этом году они в очередной раз оказались словно взяты в заложники в своих населенных пунктах.
— Осенью, зимой и весной мы, жители, вот уже на протяжении нескольких десятков лет на продолжительное время остаемся без переправы, практически отрезаны от мира, — пишут они в обращении. — Мы практически остаемся без подвоза продуктов, медикаментов, без обслуживания скорой помощи и так далее в связи с ледоходом по реке Дон. И если весной это длится до пяти дней, то осенью и зимой может продолжаться неделями.
По словам местных жителей, при неработающих переправах они могут связаться с Волгоградом или райцентрами, только проезжая сотни километров в объезд по степи. Какой в этом случае становится доступность медицинской помощи — лучше даже не представлять.
— Есть объездная дорога, но по ней до Волгограда 250–300 километров, а до нашего районного центра Иловля 350–450 километров, вместо 120 и 60 километров при работающем пароме, — объясняют жители Новогригорьевской и Трёхостровской. — Так, в декабре ребенка из станицы Новогригорьевской, отец которого находится на СВО, матери пришлось за огромную сумму везти на такси в областной центр. Ребенка-инвалида, проживающего в хуторе Яблонский, с приступом в областной центр также в объезд доставляли родственники. У нас тут всего два фельдшера: один в Новой Григорьевке, другой в станице Сиротинской. И не всегда он окажет первую помощь. Ночью так вообще не принимает, говорит скорую вызывать. Но как она приедет? Технические службы тоже находятся на левом берегу и с трудом могут к нам попасть, устраняя поломки.
Невероятные проблемы возникают и при похоронах.
— Когда у кого-то похороны, паромщикам на катерах гробы приходится тянуть. Им самим страшно, что оступятся и покойник поплывет по Дону, — говорят жители. — Были случаи, когда человека уже из морга вывезли, но из-за парома приходилось на той стороне Дона хоронить. Есть еще частный паром, но он когда хочет — возит, когда не хочет — не возит, толку нет.
«Мост или ничего. Но ничего у нас уже есть»
По словам жителей отрезанных от внешнего мира населенных пунктов, решить многолетнюю проблему можно только одним способом — строительством мостов через Дон. Тем более что, по словам людей, с каждым годом проблема только ухудшается.
— Последние 30 лет зимы стали европейские, — рассказывает одна из жительниц Новогригорьевской Татьяна. — Дон может замерзать по четыре раза за зиму, что вызывает ледокол. С середины декабря и почти по сей день мы были вновь отрезаны от мира. Раньше в такой период хоть катером переправляли. А в этом году запретили, так как он не оборудован для прохода через лед. Сейчас лед встал, наконец, и паром пошел. Но впереди опять плюсовые температуры, а значит лед тронется и мы вновь будем отрезаны от мира.
По словам жителей, особой радости паром не приносит им даже в хорошую погоду.
— Работает переправа с семи утра до семи вечера. Маршрутка в Иловлю к 10 утра приходит, а в полтретьего обратно. Что нам там успеть до полтретьего? Даже к врачу толком не записаться, — сетуют жители.
Глава станицы Новогригорьевской Иван Раскопов наличие проблемы признает, однако в ее решение он практически не верит.
— Это ежегодное явление, паром на данный момент заработал, — говорит Иван Раскопов. — Я не против строительства моста, но в нынешней ситуации это маловероятно, что случится ближайшее время.
«Гроб везем на санках по льду»
Точно такие же проблемы с Доном и у жителей Трёхостровской.
— Только сейчас у нас опять начинает ходить переправа, — рассказывает глава Трёхостровской Светлана Суркова. — И эти проблемы у нас постоянные и посезонные. В том году вообще у нас тут был форс-мажор. Скинули воду, от чего сильно Дон поднялся. Задавило катер. В результате всю зиму были изолированы. Наливали на лед воды и ездили на легком транспорте по нему. Иного пути нет.
По словам Светланы Сурковой, так называемая европейская зима регулярно изолирует станицу и ближайшие поселения от остального мира.
— А 4 января у нас тут и МЧС, и полиция была. Хотели снизу лед взорвать, чтобы ушел. Но в итоге лед сам прорвался, и пошло такое затопление, что деревья как удочки качались. К счастью, сами поселения не подтопило, — признает глава поселения. — Если у Сиротино и Новой Григорьевки еще есть дорога на Клетскую и на ростовскую трассу, то у нас нет даже этого, — признает глава поселения. — Дорог на Калач нормальных нет. В том году покойника на санках вообще везли. У Новой Григорьевки хоть проездной паром, это большой плюс. Там у них на Клетскую идет поток людей и транспорта. Нам же на тысячу человек никто ничего делать не будет. А понтонный мост из-за наших регулярных разливов ничего не даст. У меня у самой, например, две машины. Моя и рабочая. До Дона доезжаю на своей, а в поселении пересаживаюсь на рабочую. И все так делаем. Если кому-то в больницу надо — пересаживаемся.
Напомним, проблемы с дорогами и доступностью зимой населенных пунктов в Волгоградской области принимают уже лавинообразный характер. Только на днях в редакцию V1.RU обратились жители хуторов Ближнемельничного и Ближнеподгорского Суровикинского района, которые оказались полностью отрезаны от окружающего мира. Уже полторы недели люди находятся без подвоза продуктов и возможности получения медицинской помощи. По словам местных жителей, дороги завалило настолько, что в снегу застревают не только внедорожники, но и грузовики, а районные власти игнорируют их проблемы, словно забыли про существование населенного пункта. Впрочем, признаем, что региональные власти заявляли о строительстве в Волгоградской области новых мостов. Так, новые мосты в отдаленном будущем обещают связать с Волгоградом остров Сарпинский, на идее превращения которого в историко-культурный туристический комплекс администрация Волгоградской области решила освоить бюджетные миллиарды рублей с бывшим владельцем «Концессий водоснабжения» и «Концессий теплоснабжения» — ЗАО «Лидер».