В Волгограде майору МВД в отставке, ушедшему в простые охранники-вахтеры регионального главка МЧС, подкинули муляжи бомбы, а затем уволили по статье. Перед этим, как настаивает Григорий Харичев, его просил написать заявление по собственному желанию наславший проклятья на своих сотрудников генерал Любавин. Охранник обратился в суд и доказал незаконность увольнения, восстановился на работе, а также взыскал с ведомства зарплату за вынужденные прогулы и моральную компенсацию. После этого, по словам волгоградца, ему начали поступать угрозы.
Уборщицам платили больше
Григорий Харичев прослужил в органах внутренних дел более 20 лет. После ухода в отставку майором решил пойти работать в охранники-вахтеры регионального управления МЧС России по Волгоградской области. Формально его должность называлась «контролер».
— Там только образовывалась служба контролеров. Грубо говоря, это охранники на проходной. Мне говорили, что зарплата небольшая, но плюс — особо ночью делать ничего не надо, здание на ночь закрывается, — рассказал Григорий Харичев. — Сказали: «Ваша задача, если что-то там, где-то тревога — открыть, ну и сидеть возле входа». Ночью особенно тоже никаких напрягов нет, по улице ходить не надо, в морозы, в дождь тоже стоять не надо. Просто сидеть на вахте и в журнал всё записывать. Официально ночью дается 4 часа для отдыха. Это было прописано в трудовом договоре и внутреннем распорядке. Полтора года мы работали спокойно. По сути просто сидели на КПП. Я открывал, закрывал, кто приходит — записывал в журнал. Если какие-то вопросы, вызывал офицера. Сутки через трое — шикарный график. Когда мы только пришли, нам сразу сказали, что зарплата будет маленькая, но в конце года будет хорошая премия. Мол, у офицеров по 100 тысяч рублей, у вольнонаемных 70–80 тысяч. Уверяли, что меньше 50 тысяч не будет.
По словам Григория, потом его насторожило, что зарплата почти сразу начала «прыгать». По словам мужчины, деньги приходили с разбросом в тысячу — то больше, то меньше. Расчетные листы он не брал. Думал, «ну платят и платят».
— И вот в декабре 2021-го всем выдали премию. Нам выдали по 30 тысяч, — рассказал офицер МВД в отставке. — Я спросил: «Погодите, вы нам говорили, что у вас все не меньше 50 тысяч премии получают. Почему нам столько дали?» Как выяснилось, даже уборщицам, которые все работают на полставки, дали по 60 000. Водителям, которые тоже гражданские лица, дали по 70 000. Я думаю, а почему даже уборщицам дали в два раза больше? Если какое-то нападение будет на МЧС, кому первому в голову прилетит? Мне или уборщице? Тем более я в гражданке сижу, а не в форме. На человека в форме еще вряд ли полезут. Вразумительного ответа я не получил.
После Нового года Григорий решил разобраться и со скачками в зарплате.
— Я пошел в бухгалтерию и спросил, почему так. Мне сказали, что считают по производственному календарю — вместо фактических 24 рабочих часов ставят 8 и как будто мы 5/2 работаем. При этом, если семь смен по 24 часа, там и ночных больше. Короче, понял, что нас начали дурить в зарплате, — рассказывает бывший офицер. — Я сказал, что мы сутками работаем, нас нельзя так считать. Бухгалтерия на своем всё равно настояла. Когда я с бухгалтерии вернулся, начальник моего отдела начал мне предъявлять, почему я покинул рабочее место без причины. Я сказал, что я контролера предупредил, находился в здании. Напарница моя дурочкой прикинулась и сказала, что я ничего ей не говорил. Начальник мне сказал, если я еще раз так уйду, мне прогул поставят.
Спустя неделю Григория Харичева, по его словам, уже ждала личная встреча с генералом Любавиным, который совсем недавно прославился на всю страну — глава регионального МЧС пожелал подчиненным заболеть онкологией.
— Подходит ко мне дежурный и говорит, что меня на улице Любавин ждет. 6 утра. Я выхожу — и правда, Любавин, — вспоминает майор МВД в отставке. — Он сказал написать заявление по собственному желанию. Я спросил, чем я их не устраиваю. Он не стал объяснять. Я сказал, что ничего писать не буду и если ко мне есть претензии — пусть вызовут и скажут. Тем более человеку дается время вообще-то на поиск новой работы, а не так.
Отметим, что о разговоре с генералом Любавиным в судебном решении ничего не сказано.
Подкинули два муляжа бомбы
— На следующий день я заступил на дежурство, — вспоминает мужчина. — В положенное время, естественно, я ложусь, отдыхаю. Они один макет взрывного устройства кидают мне на стул, второй на меня. Утром мне звонят, будят и говорят: «Ну что там тебя взорвали?» Я говорю: «Ну спасибо, что голову не разбили». Утром подходит ко мне толпа комиссии и говорят, что надо написать объяснение, почему я отдыхал в неположенное время. Я говорю: «Подождите, у нас 4 часа для отдыха по договору». Они говорят: «Нет, вот мы внесли изменения в график по управлению. Теперь контролерам отдыхать вообще запрещено. Время на час еды у вас убирается. А еще вы теперь на работу должны приходить за 20 минут до начала работы». Я говорю: «А вы знаете, что есть определение Верховного суда о том, что это сверхурочная работа, и она оплачивается в двойное время». Они говорят: «Мы в регламенте специально написали, что вот это вот время в оплату труда не входит». Я говорю: «Тогда мы не будем раньше приходить, вы обязаны это всё оплачивать».
Григорий спросил у членов комиссии, почему их не предупредили об изменении условий труда как минимум за два месяца, что положено по закону, на что ему ничего внятного не ответили.
— Комиссия ушла, я заступил на следующее дежурство, — рассказал охранник. — Никого не трогаю, дежурство проходит спокойно. Утром я опять меняюсь, собираюсь идти домой, опять подходит эта же толпа ко мне: «Напиши объяснение, у тебя вечером вчера было в актовом зале окно открытое». Я сказал, что окно не открывал и во время обхода оно было закрытое. Они отвечают: «Ну вот офицеры с дежурной смены увидели, что у тебя открытое окно. Они это сняли на телефон». Я спросил, почему офицеры просто не закрыли это окно? Почему мне не сказали? Объяснения я опять писать отказался. На следующее дежурство прихожу, они меня уже увольняют. Оказывается, мне за макет бомбы объявили выговор, а за то, что открыли окно, меня уволили. Это уже повторное нарушение якобы.
Тогда Григорий Харичев обратился в суд.
— Я потребовал восстановить меня и возместить деньги за вынужденные прогулы. Оба этих офицера, которые открыли окно, дали показания в суде, — считает волгоградец. — Один сказал, что они сами открыли окно, сфотографировали, вышли на улицу, посмотрели на него три часа и ушли. Якобы такое указание им дал дежурный. Другой офицер сказал, что они открыли окно, сфотографировали и ушли в зал. То есть на улице не сидели. Короче кто-то из них врет. А мою жизнь опасности подвергли. Вдруг кто-то бутылку с зажигательной смесью кинет, и я сгорю там заживо.
Представитель МЧС в суде утверждал, что Главное управление перешло на новую организационно-штатную структуру, в которой ликвидировали положенный контролерам обед, с 1 января 2022 года. А Григория Харичева якобы предупредили 22 октября 2021-го, заключив с ним дополнительное соглашение к трудовому договору.
— Регламент служебного времени разработан в соответствии с ТК РФ, что не противоречит нормам Конституции РФ и трудовому законодательству РФ, — настаивал в суде представитель ведомства. — Размеры годовой премии определяются руководителем, исходя из остатков средств, доведенных на оплату труда. Григорию Харичеву по итогам работы за 2021 год выплачена премия в размере 35 000 рублей, как и другим контролерам. Премии по итогам работы за определенный период выплачиваются на основании рапорта, поданного руководителем структурного подразделения Главного управления, за своевременное и добросовестное исполнение обязанностей. Согласно резолюции начальника Главного управления на приказе о выплате денежной премии Григорию Харичеву, за август 2022 года премия ему не выплачивалась, ввиду недобросовестного исполнения им своих обязанностей. Заработная плата Григория Харичева за август 2022 года составила 10 257 рублей 23 копейки, в том числе оплачен период нетрудоспособности и произведена доплата до МРОТ. Считает, что дисциплинарное взыскание в виде выговора наложено на Григория Харичева законно, процедура привлечения к дисциплинарной ответственности не нарушена. При применении к Григорию Харичеву дисциплинарного взыскания в виде увольнения были соблюдены требования Трудового кодекса РФ.
В итоге суд встал на сторону Григория Харичева.
— На работе меня восстановили и 50 с лишним тысяч компенсации зарплаты и 15 тысяч моральной дали, — сообщил волгоградец. — Апелляция оставила решение в силе. Кассации нет до сих пор. Я возмутился, что мою репутацию оценили в 15 000 рублей. И про сверхурочную работу в тексте решения ни слова нет. Никакой оценки этому не дали.
Слова мужчины подтверждает решение, опубликованное на сайте Красноармейского районного суда, — офицеры МЧС действительно рассказали разные версии происходившего той ночью. Правовую оценку этому пока никто не дал. Григорий в свою очередь заявляет, что написал заявление в правоохранительные органы по факту дачи ложных показаний в суде.
— После восстановления я пришел на работу. Мне сказали, что новый график будет в силе, — сообщил Григорий Харичев. — Я попросил расторгнуть договор, потому что я не буду здесь работать. Я — гражданское лицо — должен здесь охранять сон людей в погонах. Им всем разрешается отдыхать по 4 часа ночью, обедают час, ужинают час и завтракают полчаса. А мне вообще ничего этого нельзя? 24 часа в сутки охранять их без продыха за 15 000 рублей? Вы сумасшедшие? Я решил уйти на больничный, потому что у меня проблемы с коленным суставом. Потом были отпуска, потом опять больничные. Когда выходил работать, мне устраивали проверки — ходили ночью и светили фонарями в лицо. Потом за 2022-й год мне 13-ю зарплату не выплатили. А еще не выплатили компенсацию за медосмотр. Деньги за медосмотр мне тоже отсудить пришлось. И хотя суд встал на мою сторону, денег до сих пор нет.
Когда волгоградец написал заявление в Следственный комитет по факту клеветы и дачи ложных показаний, ему начали поступать СМС-сообщения с угрозами. Григорий считает, что это могут быть те самые сотрудники главка, открывшие окно.
— По угрозам я написал заявление в МВД. Следственный комитет мне порекомендовал обратиться в суд, что я и сделал. В итоге все эти три жалобы оказались как-то у участкового Красноармейского района. Вообще невообразимо. И он их рассматривает уже второй год. Никаких опросов не было за это время, никого не вызывал из этих лиц. Меня участковый опросил спустя год после написания жалоб. Жалобы в суд на бездействие участкового игнорируются, они выносят определение о прекращении производства по жалобе, потому что якобы этим уже прокуратура занимается. Но больше года уже ничего не происходит. Но в УПК нет процедуры «прекратить производство». Есть либо «удовлетворить», либо «отказать».
По мнению бывшего мэра Волгограда, а ныне известного юриста Романа Гребенникова, после решения суда ситуацию уже можно не рассматривать с правовой точки зрения.
— Здесь скорее не правовой, а этический аспект, — отметил Роман Гребенников. — Если человек готов бороться и ему настолько важно доказать, что он достоин именно этой работы, то надо стараться претерпевать все возможные правовые стычки, которые будут пытаться делать ему в виде выговоров, замечаний. Обжаловать эти действия, в том числе и через трудовую инспекцию, прокуратуру и суд, а также доказывать, что он выполняет обязанности идеально.
Но я считаю, что если человек уже себе всё доказал, суд встал на его защиту, что чрезвычайно важно и очень хорошо, оставаться на рабочем месте или нет — вопрос не правового характера.
Как отметил юрист, зачастую работодатели так просто не соглашаются с решением суда.
— Он уже доказал, что у него есть правовые знания, что у него есть воля, желание бороться, и он, по большому счету, главного добился, отстоял свою честь, отстоял свои трудовые права. Это вопрос этики, это вопрос морали, это вопрос воли и желания самого человека, — добавил Роман Гребенников. — Очевидно, что работодатель будет его теперь пытаться выжить любым способом. Масса есть уловок в Трудовом кодексе, позволяющих работодателю избавиться от работника разными способами, более затратными и менее затратными. И если человек не хочет продолжать эту борьбу, то логичнее попытаться найти аналогичную работу.
Новости, подробности и комментарии — в нашем телеграм-канале. Подпишитесь и держите новости под рукой.