Судебно-медицинский рекомендует проведение повторной экспертизы с эксгумацией тела погибшего в зоне специальной военной операции на Украине танкиста из Волгограда. Как утверждает специалист, только так родные 34-летнего мужчины смогут узнать настоящую причину его смерти.
Напомним, родственники 34-летнего Антона — участника СВО — перестали получать от него звонки и сообщения в начале декабря 2023 года. В конце месяца, почувствовав неладное, они обратились в военкомат и попросили направить в часть запрос. Но и спустя месяц ответ так и не пришел. А 30 января 2024-го матери и отцу волгоградца сообщили, что он погиб в зоне специальной военной операции.
Сначала родным выдали справку о смерти, в которой указали, что Антон скончался в результате огнестрельного ранения. А потом они узнали о существовании второй справки для военкомата, где написано, что мужчина совершил суицид. В день похорон убитая горем мать вскрыла цинковый гроб, чтобы узнать, от чего скончался ее сын, и увидела, на ее взгляд, следы побоев: вырванный глаз, разорванную губу, сломанную челюсть и другие повреждения. Как утверждают родственники покойного, во всех инстанциях им отказали в проведении проверки, возбуждении уголовного дела и даже экспертизе. А они не верят, что волгоградец мог совершить суицид.
На подробный материал V1.RU о случившемся отреагировал российский судмедэксперт из другого региона. Он посмотрел фотографии, которые были сделаны в момент вскрытия гроба, и дал свою независимую оценку увиденному. По этическим соображениям мы не можем публиковать эти снимки, однако представить картину можно по описанию судмедэксперта.
— На фотографиях видно, что внутренняя обивка гроба, а также тело испачкано веществом бурого цвета. С учетом давности наступления смерти — скорее всего это гнилостная жидкость, — отметил эксперт. — На верхних конечностях определяется гнилостная венозная сеть и участки отслойки эпидермиса — также следы гниения. Кожный покров лица, правой ушной раковины серо-желтого цвета, подсохший — признаки начальной мумификации. Веки левого глаза сомкнуты, а правый глаз открыт. Но определить наличие или отсутствие глазного яблока по представленным фотографиям не получится — нужно смотреть очно. На первый взгляд никаких деформаций черепа не определяется, но фотографии сделаны только с двух ракурсов. На нижней губе очень похоже, что имеется дефект мягких тканей, но края рассмотреть не представляется возможным. Также отсутствуют некоторые зубы на нижней челюсти. В глаза бросается прямой секционный разрез по срединной линии тела, ушитый портняжным швом. То есть, как минимум, исследование органов грудной и брюшной полостей проводилось. А вот есть ли секционный разрез на голове — на фотографиях не видно. Стоит уточнить, что у погибшего довольно густые темные волосы, возможно, его действительно просто не видно.
Обратил внимание судмедэксперт и на еще одну, очень важную, на ее взгляд, деталь.
— Разрез на голове производится для исследования мягких тканей головы, последующего распила черепной коробки и исследования головного мозга и костей черепа, — говорит специалист. — Если вскрытие полости черепа не проводилось, то при отсутствии других явных признаков наступления смерти, причину ее достоверно определить не представляется возможным. К тому же, непроведение исследования головного мозга является нарушением всех нормативных документов, которые регламентируют деятельность судебно-медицинских экспертов в нашей стране. Если подытожить, то на представленных фотографиях в имеющихся ракурсах четко видны поздние трупные явления (гниение и мумификация), на фоне которых достоверно определить наличие или отсутствие телесных повреждений не представляется возможным. Но следует помнить, что никакая экспертиза не проводится по фотографиям — чтобы точно ответить на вопросы о причине смерти, наличии повреждений и механизме их образования, нужно применить целый комплекс методик. Конечно же, для правильной интерпретации увиденного на фотографиях необходимо ознакомиться еще и с заключением эксперта. В экспертизе должны быть подробные описания всех повреждений, а также их оценка, ответы на поставленные вопросы следствия. В справках о смерти и свидетельствах о смерти этой информации нет. В условиях несогласия родственников с заключением эксперта, с причиной смерти, квалификацией телесных повреждений и наличии у них других вопросов необходимо проведение повторной судебно-медицинской экспертизы трупа с его эксгумацией.
Как добавил судмедэксперт, правда может оказаться не той, в которую верят родные.
— У огнестрельных повреждений, повреждений при минно-взрывной травме, да и вообще у каждого вида повреждений есть свои специфические признаки — только по фото их довольно сложно увидеть, — сообщил медик. — И если родные точно хотят докопаться до правды — то только эксгумировать. Но надо помнить, что результат может оказаться не на их стороне, в том числе. Таких случаев много — когда проводятся экспертизы в нескольких регионах страны, когда родственники доходят до высшей инстанции — РЦСМ — Российского центра судебно-медицинской экспертизы. А ответ всегда один — и он их не устраивает.