Город Поля гибнут из-за дефицита воды «Нам отомстили за упорство»: под Волгоградом фермеров накануне сезона оставили без поливной воды

«Нам отомстили за упорство»: под Волгоградом фермеров накануне сезона оставили без поливной воды

Конфликт с «Волгоградмелиоводхоз», по их словам, может привести к резкому росту цен на овощи

Дождевальная техника в сезон-2024 может не выйти на поля фермеров из Городище

Фермеры из Городищенского района Волгоградской области заявили о резком увеличении стоимости воды, используемой для полива полей, и сносе насосных станций после отказа оплачивать огромные счета от «Волгоградмелиоводхоза». В самом предприятии уверяют, что работают исключительно в рамках закона, а все заявления фермеров являются ничем иным, как попыткой сократить финансовую нагрузку, в том числе за счет государства.

Противостояние между фермерами и Федеральным государственным бюджетным учреждением «Волгоградмелиоводхоз», согласно картотеке дел Арбитражного суда Волгоградской области, возникло в 2022 году, когда ФГБУ обратилось с иском к ИП Попова Светлана Петровна с требованием взыскать 50 тысяч рублей по договору подачи воды, однако проиграло во всех инстанциях. Затем было еще несколько исков, одним из которых стало дело о признании насосной станции, установленной предпринимателем, незаконной постройкой. Фермеру не удалось доказать, что насосная была установлена законно. Как следствие — около 100 гектаров овощных полей рискуют в сезон-2024 остаться без живительной влаги. Фермеры уверены: снос насосной — это наказание за «несговорчивость» и нежелание оплачивать сумасшедшие счета, выставляемые «Мелиоводхозом»

Наказание за несговорчивость?

Возник конфликт между волгоградскими фермерами и «Волгоградмелиоводхозом» еще в 2021 году, однако кульминация его наступила лишь в конце февраля 2024-го. 27-го числа бульдозеры сравняли с землей признанное незаконным имущество предпринимателей. Теперь более сотни гектар лука и моркови рискуют остаться без полива. Но несмотря на судебное решение, волгоградцы с действиями структуры в корне не согласны. По их мнению, снос является публичным наказанием за нежелание платить сумасшедшие счета.

— У нас ИП, выращиваем морковку и лук, — рассказывает один из пострадавших фермеров Сергей Сидоров. — Мы — собственники паев, выделенных Новонадеждинским сельским поселением. В общей сложности у нас около 100 гектаров земли. В 2004 году мы впервые установили насосное оборудование, поставили фильтры, проложили магистраль, чтобы качать воду из канала Городищенской оросительной системы. Водой мы пользовались до 2014 года, сами следили за оборудованием и платили за электроэнергию. Причем именно расходы на электроэнергию были наиболее ощутимы.

Фермеры уверяют — за воду они не платили с 2004 года

Фермер уверяет, до 2014 года он не заплатил ни копейки за фактически поставленную воду:

— У нас был договор с «Волгоградмелиоводхозом» на установку нашего поливочного оборудования, — объясняет Сергей Сидоров. — Также на руках были технические условия, согласно которым мы имели право пользоваться водой из Городищенской оросительной системы аж до 2051 года. О плате за все эти десять лет ни разу не заходило и речи — мы просто брали у главы поселения справку, что наша земля входит в контур орошения, и отвозили в учреждение. В 2014 году неожиданно инициировали собрание, созвали всех фермеров и сказали — денег нет, давайте скинемся. Объясняли это тем, что дотаций, выделяемых ФГБУ «Волгоградмелиоводхоз», для реализации основного вида деятельности им оказалось мало. В итоге рассчитали по гектарам, и с каждого фермера взяли по 50–100 тысяч рублей, в зависимости от площади.

По утверждениям предпринимателя, до 2014 года платить ему, как и другим владельцам собственных водокачек, за воду было не нужно. Впрочем, по мнению фермера, по закону платить ничего он не обязан и сейчас.

— С «Волгоградмелиоводхозом» у нас был сервитут. Договор на установку нашего оборудования поливочного. А также были технические условия. По ним мы имели право брать воду для овощей аж до 2051 года. И вот до 2014 года мы за воду никак не платили, даже разговора о том не было среди собственников. Лично мы просто брали у главы поселения справку, что наша земля входит в контур орошения, и отвозили в это учреждение. В 2014 году инициировали неожиданно первое собрание. Собрали всех фермеров и сказали — денег нет. Дотаций на подачу воды и оплату энергии им оказалось слишком мало и нам предложили начать скидываться. Сослались на какой-то внутренний приказ, где содержится пункт о том, что в случае наступления форс-мажорных обстоятельств допускается изыскивать средства с пользователей канала.

«Рассчитали по гектарам и заплатили за сезон поливочный каждый по 50–100 тысяч рублей»

Всё оборудование фермеров сравняли с землей

Требовали по два миллиона в год

27 февраля 2024 года все здания и оборудование, входящие в состав принадлежащих фермерам насосных станций, были демонтированы.

— Мы были согласны сами всё аккуратно разобрать, — возмущаются фермеры. — Но рабочие просто пришли, вместе с приставами, спецназом, и всё уничтожили. Мы просили оставить хотя бы оборудование, но исполнители случайно проговорились, что была дана команда в первую очередь уничтожить насосы. Ущерб, по предварительным оценкам, колеблется от 50 до 130 миллионов рублей... А у нас 100 гектаров земли. С одного гектара орошаемых земель удается собирать по 100 тонн лука и 80 — моркови. Не будет воды — и о таких урожаях придется забыть. Пострадает в итоге покупатель, который в конечном счете и оплатит все расходы, в том числе за воду. На судах чиновники говорят, что они по миллиону в день тратят только на электричество. За сезон получается 150 миллионов. А где еще 230, если им в 2022 году выделили 480 миллионов? Плюс с нас содрали 680 миллионов. Куда уходят эти деньги? На что тратятся? Говорят, только на командировки ушло 40 миллионов рублей. Куда они так ездили? Из Городище в Ерзовку на вертолете летали?

Сергей Сидоров уверен — руководство ФГБУ «Управление «Волгоградмелиоводхоз» пользуется пассивностью фермеров и привычкой подписывать документы без пристального их изучения.

— Мы первые, кто решили внимательно изучить всю нормативную базу, касающуюся мелиорации и орошаемых земель, — объясняет фермер. — В суде представители «Мелиоводхоза» ссылаются на формулы расчета стоимости воды, приведенные в 79-м приказе Минсельхоза. Однако эти формулы не имеют никакого отношения к нам, фермерам, установившим свои собственные насосы, а не взявшим их в аренду у государства. К тому же основным видом деятельности ФГБУ по уставу является подача воды и поддержание работы всех систем. Деятельность, приносящая доход, не может быть этим самым основным видом.

Отразятся последствия сноса и на простых волгоградцах — уверены фермеры

«Платили за 23 гектара, поливали — 104»

Впрочем, руководство ФГБУ «Управление «Волгоградмелиоводхоз» уверяет — в проблемах фермеров виноваты исключительно сами землевладельцы.

— Оросительную систему построили в 70-е годы прошлого века, — объясняет заместитель директора учреждения Дмитрий Семененко. — До 2021 года фермеры работали без особых проблем, оплачивая полив 23 гектаров орошаемых земель. В 2021 году мы решили измерить площадь их участка. Выяснилось, что их поля фактически занимают 104 гектара. На основании контрольных измерений фермерам было предложено заключить дополнительное соглашение. От предложения они отказались. Никто с ними не торговался. Это и невозможно, стоимость была утверждена к тому времени. Есть формула стоимости, и отходить от нее никак не получится. Да, растет цена на подачу воды постоянно. Влияют инфляция и меняющееся законодательство. Но всё до копейки обоснованно. У нас прибыли никакой нет. Всё уходит на электричество, обслуживание, реконструкцию и зарплаты. Мы даже карандаш без согласования с Москвой купить не можем, о чем уж тут говорить. Многие траты идут сразу на будущее, что-то отремонтировать сегодня, чтобы завтра не прорвало трубу. Вот только фермеры про завтра им не думают. Доходы нужны им прямо сейчас. Платить за подачу воды нужно было и до 2014 года. Бесплатной она была только в СССР, когда процветала эпоха колхозов. У нас же в уставе прописано, что финансирование нашей организации идет, в том числе, за счет собственников земель. Они финансируют расходы, связанные с подачей воды в каналы оросительной системы. Просто для справки — ее нужно поднять на высоту 120 метров, распределить, подсчитать расход. Это всё деньги. На электроэнергию, оборудование и прочее. Фермеры же пытаются доказать, что вода была бесплатна в СССР, а значит, должна быть бесплатной и сейчас. В конечном счете после нескольких лет просьб заключить с нами договор мы обратились в суд. Отозвали технические условия. Фермеры понимали, что обречены на проигрыш, и просто тянули время, чтобы незаконно качать воду. Понимали, что в рамках Гражданского кодекса им ничего не будет, что мы держимся в рамках правового поля, а не зовем на помощь «братков». Когда мы демонтировали подводное оборудование их насосных станций, они обещали бросить оголенный провод в воду, во время демонтажа наземного оборудования кидались на сотрудников. Пришлось вызывать службу безопасности.

Сколько будут стоить овощи осенью 2024 года — фермеры даже представить пока не могут

Платить — это обязанность

Юрист Валерий Голованов уверен — обязанность фермеров платить за потребленную для орошения полей воду прописана в приказе Министерства сельского хозяйства № 79 «Об утверждении порядка определения платы за оказание федеральным государственным бюджетным учреждением в области мелиорации, находящемся в ведении Минсельхоза России, гражданам и юридическим лицам услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности федерального государственного бюджетного учреждения».

— Вода в Городищенскую оросительную систему подается из Ерзовки, из Волгоградского водохранилища, — объясняет юрист. — Фермеры, в свою очередь, заключают договора на поставку поливной воды и платят за ее потребление в рамках договора. Стоимость кубометра воды, подаваемого фермерам, корректируется ежегодно исходя из количества обрабатываемой фермером земли. Все детали указаны в вышеупомянутом Приказе. Субсидии государства предусмотрены лишь на компенсацию естественных потерь воды от испарения или трещин в покрытии каналов.

— Они обязательно должны платить, — утверждает юрист. — У них же есть поля. Этот канал ведет оросительную систему с Ерзовки. Учреждение всё рассчитывает. Каждый фермер с ним заключает договор на полив. Выставлять счета им могут только по договору. Они в свою очередь ежегодно корректируются. Каждый фермер подает заявку, сколько гектаров будет обрабатываться. Такой приказ министерства. И там же прописан алгоритм вычета стоимости. До 2014 года также всё было. Эта структура свободно всем не подает воду. Государственный бюджет компенсирует им лишь естественные потери воды от испарения или трещин.

Что же касается демонтажа насосов, то и здесь, по мнению юриста, всё предельно просто:

— У фермеров была возможность доказать в суде, что оборудование их насосных станций стоит на берегу канала законно, в судах у нас действует принцип состязательности, — объясняет Валерий Голованов. — «Волгоградмелиоводхоз» привел в суде более убедительные аргументы незаконности возведенных фермерами построек и выиграл процесс. Хотя и фермеров тоже можно понять — если есть возможность что-то взять бесплатно, почему бы этого не сделать? Хотя бы на короткое время.

Напомним, ранее фермеры рассказывали про еще один скандал, связанный с ФГБУ «Управление «Волгоградмелиоводхоз». Организация затеяла масштабную реконструкцию оросительной системы, что, по мнению фермеров, может обернуться резким падением урожайности, убытками и неудержимым ростом цены на овощи.

Больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подпишитесь, и не пропустите ничего, что может быть интересно именно вам.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED3
Гнев
ANGRY6
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
51
ТОП 5
Мнение
«Иначе не хайпово»: политолог прокомментировал слова Мизулиной о переименовании Волгограда в Сталинград
Анонимное мнение
Мнение
«Не сушите на батареях»: советы мастера — как не убить обувь осенью и зимой
Роман Тамоян
мастер центра по реставрации обуви
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления