В городе-спутнике Волгограда Волжском вынесли приговор за гибель в аквапарке «XXI век» 13-летнего мальчика из Астрахани. Гендиректор развлекательного заведения и двое инструкторов получили реальные сроки, исполнительный директор и третий инструктор остались на свободе, получив вместо колонии принудительные работы. Собрали в одном материале всю хронологию этой трагедии.
Что произошло?
Трагедия произошла 26 июня 2022 года. 13-летний мальчик вместе с семьей приехал из Астрахани в Волгоград, в том числе чтобы отдохнуть в аквапарке. В какой-то момент подросток решил скатиться с одной из горок аттракциона «Циклон», о чем договорился со своим отцом, который должен был ожидать его при спуске. Плавать мальчик, как выяснилось позднее, не умел.
В последний момент мальчик поменял горку и отправился к соседней, скатившись по желобу в бассейн глубиной 165 сантиметров. Спустя некоторое время ребенка обнаружили в бассейне без признаков жизни. Причиной его смерти стало утопление.
Когда подняли записи с камер видеонаблюдения, то увидели: ребенок провел в воде более шести минут, однако ни спасатели, ни другие сотрудники аквапарка не увидели тонущего ребенка.
По факту предоставления услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека, было возбуждено уголовное дело.
Как шло следствие?
На следующий день после трагедии были задержаны два инструктора аквапарка — 19-летний Михаил Захаров и 21-летний Даниил Галайда. По версии следствия, они не имели необходимого образования и навыков, в том числе по оказанию первой медицинской помощи. На следующий день, 29 июня, молодых людей арестовали. В этот же день следователи пришли с постановлениями об аресте к оператору аквапарка и исполнительному директору развлекательного заведения.
Выяснилось, что 32-летний оператор Руслан Макулов, который должен был постоянно мониторить по камерам, что происходит в аквапарке, на те шесть минут отвлекся на мобильный телефон и заметил ребенка, только когда тот уже перестал подавать признаки жизни. Исполнительный директор Павел Самборский вообще устроился в аквапарк за пять дней до трагедии, но при этом, по версии следствия, должен был организовывать работу персонала, в том числе инструкторов-спасателей и оператора.
7 июля адвокаты 19-летнего спасателя Михаила Захарова добились изменения ему меры пресечения с содержания под стражей на домашний арест. 21-летний Даниил Галайда оставался ждать суда в следственном изоляторе. Через четыре дня после освобождения самого молодого обвиняемого следствие задержало и владельца аквапарка — Григория Газаряна. Впрочем, арестовывать мужчину не стали. Ограничились домашним арестом.
Практически через два месяца после трагедии суд изменил меру пресечения и студенту четвертого курса колледжа Даниилу Галайде, отправив его под домашний арест. Михаилу Захарову тоже изменили меру пресечения, заменив домашний арест запретом определенных действий.
«Что будет дальше — представить страшно. Всю жизнь сломают парню»
Своей вины в трагедии оба спасателя категорически не признавали.
— Мне понятно, в чем моего подзащитного пытаются обвинить, но не совсем понятно, как это соотносится с его должностью и функционалом, — говорит защитник Данилы Галайды Николай Шаповалов. — Он простой наемный работник, не имеет статуса спасателя, а также не является лицом, оказывающим услуги спасателя. В числе его прочих обязанностей — оказание помощи при спасении, но как он может быть оказателем услуг по спасанию? Услуги оказывает аквапарк. На камерах наблюдения зафиксировано, что в момент случившегося мой подзащитный находился в другом месте. Мы знаем, что в аквапарке была нехватка сотрудников. А там, где произошла трагедия, когда утонул ребенок, никого не было. Вопрос такой: должен ли был быть на том посту человек и, если его не было, мог ли работать указанный аттракцион без инструктора-спасателя?
Близкие 19-летнего Алексея Захарова не скрывали, что у него не было необходимого для работы образования. Но, как они говорят, руководство аквапарка этого и не требовало. День, когда случилась трагедия, был его пятой сменой на работе в аквапарке.
— В голове масса вопросов, на которые так и нет ответов: почему такая тяжкая статья? Что внук конкретно сделал — топил сам этого ребенка? Или хотел убить? Или стоял и смотрел, как он тонет? — говорила бабушка Алексея, Нина Портнова. — Если бы был на самом деле преступником и виноват — ни слова в защиту не сказала бы. Мы считаем, что виноват тот, кто допустил его до работы и других сейчас допускает. Аквапарк продолжает работать. Люди и толпами идут туда. А судьба нашего мальчика... Что будет дальше — представить страшно. Всю жизнь сломают парню...
Адвокат парня Юлия Катрышева также говорила, что не согласна с предъявленным обвинением.
— Я считаю, что отсутствует состав преступления. В момент случившегося мой подзащитный находился на другом посту, куда его утвердил старший спасатель Данила Галайда, — утверждает адвокат. — Он не мог видеть, как тонет мальчик, и, соответственно, оказать ему помощь.
Виновны все!
Через год после трагедии расследование дела было завершено и оно с обвинительным заключением было направлено в суд. Все пятеро обвинялись в предоставлении услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть потерпевшего. Оператор аквапарка и инструкторы-спасатели, по версии следствия, не имели ни образования, ни навыков по оказанию первой медицинской помощи и не заметили тонущего ребенка. Директор и исполнительный директор не зарегистрировали аттракционы в Гостехнадзоре, не набрали штат спасателей и не провели обучение вновь набранных сотрудников.
Обжаловать? Не исключено
Прокуратура требовала приговорить директора аквапарка Григория Газаряна к четырем годам лишения свободы, исполнительного директора Павла Самборского, оператора Руслана Макулова, инструкторов Даниила Галайду и Михаила Захарова — к трем годам колонии общего режима.
Суд вынес более мягкий приговор. Владелец аквапарка Григорий Газарян приговорен к 2,5 года колонии общего режима. Оператор Руслан Макулов и спасатель Даниил Галайда получили по полтора года колонии общего режима. Им надели наручники в зале суда. На Григория Газаряна как на работодателя всех остальных подсудимых также наложено взыскание — 34 630 рублей в качестве возмещения расходов на погребение. Моральный вред, учитывая, что ранее он добровольно перевел родителям погибшего 2 100 000 рублей, оценен судом в 400 000 рублей. Сохранен арест, наложенный на имущество Газаряна — автомашины Jaguar и BMW X6. Арест на автомобили будет сохраняться до тех пор, пока осужденный полностью не исполнит решение о выплатах.
Исполнительный директор Павел Самборский и спасатель Михаил Захаров проведут год на принудительных работах с удержанием ежемесячно 10% дохода в пользу государства.
В прокуратуре Волгоградской области уже заявили, что вопрос обжалования приговора будет решен по мере его поступления в прокуратуру и изучения. Аналогичную позицию, касающуюся обжалования, озвучил адвокат Григория Газаряна Михаил Крячко:
— Нам необходимо ознакомиться с решением суда. У нас по законодательству есть 15 суток для принятия решения, — объяснил господин Крячко.
Наталья Карпова, мать осужденного спасателя Даниила Галайды, заявила, что не считает приговор справедливым:
— На парней фактически повесили всех собак, — заявила женщина в телефонном разговоре с V1.RU. — Разумеется, мы не считаем этот приговор справедливым и будем его обжаловать.
Больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь и читайте нас где удобно