Депутаты Волгоградской областной думы решили не только вмешаться в ситуацию на Волгоградском судостроительном заводе, но и обратить на нее внимание губернатора Андрея Бочарова. Об этом сообщил председатель думского комитета по промышленной политике, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и дорожному хозяйству Руслан Шарифов. Не исключается и то, что этот завод может подвергнуться деприватизации с возвращением в собственность государства.
— Предприятие, которому более 90 лет, в годы своего расцвета было одним из крупнейших в отрасли и специализировалось на выпуске сухогрузных и наливных грузовых судов для речных, смешанных «река-море» и морских условий плавания, — напомнил депутат Руслан Шарифов. — Однако с 2011 года завод переживает кризис, который обернулся остановкой работы и банкротством. А в сентябре 2023 года по итогам торгов перешло в собственность ООО «ХизМет».
Напомним, в сентябре прошлого года прошла как минимум вторая по счету процедура продажи имущественного комплекса судостроительного завода — в апреле 2019 года индивидуальный предприниматель Илья Шарый из Саратова купил на аукционе ОАО «Волгоградский судостроительный завод» за 323 900 050 рублей. Причем после окончания торгов был подписан договор купли-продажи, и бизнесмен вступил в права владельца предприятия, но администрация потребовала аннулировать сделку. В этот раз торги состоялись и имущественный комплекс, включая помещения, здания, склады и сооружения, оборудование, станки, краны и грузовую технику, право аренды на земельные участки и так далее, купил почти за 428 миллионов рублей тюменский бизнесмен Эрнес Радионов, действовавший в интересах московского ООО «ХизМет».
По данным из открытых источников, ООО «ХизМет» с уставным капиталом в 10 000 рублей зарегистрировано в 2021 году в Москве по адресу, в котором зарегистрировано еще 206 организаций. Основным видом деятельности фирмы заявлен сбор неопасных отходов, а также обработка отходов и лома черных и цветных металлов, вторичного неметаллического сырья. Учредителями компании являются два уроженца Чеченской Республики Адам и Хизир Безиевы.
При этом по условиям конкурса у покупателя возникали обязательства не только обеспечить сохранение целевого назначения имущества и имущества мобилизационного назначения завода. Он обязан был и выполнять договоры должника, связанные с выполнением работ по гособоронзаказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности России.
— Поскольку площадка входит в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденных распоряжением Правительства РФ, играя важную роль для развития промышленности в регионе и стране, для обеспечения государственных нужд по обороноспособности и безопасности РФ, ООО «ХизМет» должно было заключить с Минпромторгом России соглашение, — указывает депутат Шарифов. — Сохранение производственного комплекса и обеспечение его развития в части выполнения работ по гособоронзаказу было прописано в договоре купли-продажи. Однако условия не соблюдены. Более того, нет никакой информации о работе площадки, сроках реализации инвестпроектов по созданию новых рентабельных производств.
Руслан Шарифов заявил, что дальнейшая судьба Волгоградского судостроительного завода сейчас зависит от решений и действий его нового владельца, связь с которым отсутствует.
— Убежден, что в рамках парламентского контроля мы должны провести все необходимые мероприятия для развития профильного производства и реализации возможных инвестиционных проектов на его производственной базе, — резюмировал депутат.
На заявление думцев уже отреагировали и в анонимных телеграм-каналах региона, коротко, но емко предсказывая дальнейшую судьбу завода.
— Похоже, что скоро судостроительный завод будут забирать у владельцев, — рассуждают авторы телеграм-канала «Остров Свободы».
Напомним, последним, громким примером деприватизации в Волгоградской области стало возвращение в госсобственность Волжского завода органического синтеза. Подробнее о том, как Генпрокуратура требовала изъять завод у владельцев и какие аргументы рассматривал тогда суд, можно прочитать в нашем материале. При этом бизнес всерьез опасается, что вслед за «мягким» влиянием может появиться и жесткая рука рынка, которая уничтожит менее устойчивый бизнес в интересах более сильных предпринимателей, и с опаской смотрит на соседний Саратов, где в процессе деприватизации видят странный интерес руководителей надзорного ведомства.