В Волгограде 16-летнего подростка обвинили в изнасиловании 15-летней одноклассницы. Мать девочки уверяет — следственные органы специально затягивают процедуру возбуждения уголовного дела, Следственный комитет в свою очередь заявляет — дело уже расследуется, а эксперты полагают — всплеск сексуальной активности среди молодых людей, не достигших 18 лет, может быть спровоцирован, в том числе заявлениями властей различного уровня о необходимости повышения демографии.
«Мою дочь просто буллят после случившегося»
Преступление, по словам матери 15-летней девочки, было совершено 10 сентября:
— Я пришла с работы и вижу, что дочь в слезах, — рассказывает женщина. — Спрашиваю, что случилось. Выясняется, что мою девочку изнасиловали. Начала расспрашивать, что и как. Дочь рассказала, кто, как и где всё произошло. Сказала, что даже готова пойти в полицию. В итоге мой ребенок после допроса упал в обморок, ей пришлось вызывать скорую помощь. Нас почему-то выставляют какими-то обманщиками.
По словам женщины, ее дочь ранее встречалась с обидчиком, но весной 2024 года молодые люди расстались. При этом, как стало известно адвокату девочки и ее матери, между молодыми людьми и раньше была интимная связь, однако обвинений в изнасиловании не поступало. Расстались же молодые люди из-за того, что парень, по словам девушки, имел романтические отношения и с другими.
— Уголовное дело было возбуждено только после того, как адвокат обратился в интернет-приемную главы СК и к уполномоченному по правам ребенка, а я два дня звонила по телефону в приемную Бастрыкина, — рассказывает женщина. — Как нам объяснили, всё затянулось потому, что дочь якобы уличили во лжи. Но простите, факт имел место, плюс экспертизы проводились мужчинами — в больнице № 7 дочь осматривал гинеколог-мужчина, на СМЭ был тоже гинеколог-мужчина. Дочь в школе подвергается буллингу, а мать молодого человека уже на следующий день позвонила мне и предложила назвать сумму, в которую я оцениваю страдания дочери. В итоге я согласилась, чтобы дети поговорили друг с другом, и на заднем плане я слышала, как его мать говорила сыну: «Делай, что хочешь, в ногах валяйся…».
Нам не нужны деньги, и мы крови не хотим. Мы хотим справедливого наказания в рамках уголовного кодекса.
Узнать точку зрения второй стороны не удалось. Мать молодого человека, который, по заверению пострадавшей девочки, надругался на ней, отказалась общаться с корреспондентом, сославшись на то, что находится на работе и очень занята. В ответ на вопрос, когда можно будет перезвонить, женщина бросила трубку. Представитель молодого человека также заявил, что в настоящее время не уполномочен давать какие-либо комментарии, и должен посоветоваться с адвокатским сообществом, может ли он вообще общаться с прессой.
В СУ СК России по Волгоградской области факт обращения с заявлением о совершении преступления подтвердили, уточнив, что 25 сентября было возбуждено уголовное дело по заявлению потерпевшей, в настоящее время проводятся все необходимые следственные действия и мероприятия. О принятом решении следствие уведомило мать девочки по почте.
«Достаточно фразы „я не хотела““
Юристы, не понимая затягивания сроков возбуждения уголовного дела, уточняют — его возбуждение вовсе не означает, что материалы будут переданы в суд, а собранных материалов хватит для утверждения обвинительного заключения и вынесения приговора:
— Та тонкая грань между сексом по добровольному согласию и изнасилованием начинается тогда, когда женщина говорит, что не хотела этого, — рассказал на условиях анонимности юрист, специализирующийся по уголовному праву. — В принципе, фразы «я не хотела» от несовершеннолетней потерпевшей уже достаточно для возбуждения уголовного дела. В Волгограде был случай, когда срок за изнасилование получил вполне себе законный муж, ибо супруга смогла доказать, что в момент коитуса она не хотела заниматься сексом. Все были в шоке, но решение устояло и в областном суде, и в вышестоящих инстанциях.
При этом, по мнению юриста, возбуждение уголовного дела по факту изнасилования вовсе не означает, что оно дойдет до суда в конечном счете:
— Эта процедура фактически развязывает руки следователям, позволяя применять весь спектр полномочий, представленных законодательством, — объясняет собеседник. — Причем чем раньше возбуждается дело, тем лучше, поскольку собирать доказательства по делам о преступлениях против половой неприкосновенности тем сложнее, чем больше времени прошло с момента надругательства, а в отношении несовершеннолетних это нужно делать вообще в первые часы после поступления заявления.
«Всё зависит от психики и воспитания»
При этом психологи предполагают, что молодые люди могут принять как «открытые двери» слова властей о необходимости поднимать рождаемость и пытаться таким образом оправдать свои действия:
— Дети с 10-12 лет начинают обращать внимание на противоположный пол, — считает психолог Андрей Якимов. — К 15-16 годам они уже вполне понимают, откуда берутся дети. А тут еще человек авторитетный что-то такое сказал. Желание детей совпадает с их возможностями, заявление о том, что нужно поднимать рождаемость, они вполне могут расценить как открытые двери. Но при этом не стоит сбрасывать со счетов и отношение родителей к этому. Если бы мой сын в 15 лет пришел и сказал, что обличенный властью человек на молодежном празднике, грубо говоря, потребовал плодиться и размножаться, лично я бы наплодил и наразмножал, в первую очередь, сыну. В это время подростки должны думать о другом — как выучиться, какой путь выбрать, как стать нормальным человеком, как относиться к своему партнеру как к человеку, как к равному, как к сестре или брату. Даже если бы я услышал такое по телевизору и сын бы у меня был совершеннолетний, но не устоявшийся, я бы и ему объяснил, что не стоит всё воспринимать буквально. Что же касается собственно интимных отношений, то это физиология, и ограничивает ее лишь человеческая психика и человеческое же воспитание.
Клинический психолог и судебный эксперт Виктор Кисляков предостерег молодых людей от ранних интимных отношений, поскольку половая связь, кроме проблем с законом, может вызвать еще целый ряд проблем социальных, в первую очередь для самих партнеров.
— Согласно Уголовному кодексу, половое сношение с лицом, не достигшим 16 лет, является преступлением, — объясняет собеседник. — Но субъектом преступления является лицо, достигшее 18 лет. Если в половые отношения с партнершей, не достигшей 16 лет, вступил партнер моложе 18 лет, он не подлежит уголовной ответственности. Но при этом не стоит забывать о социальной, человеческой ответственности. Всякий сексуальный контакт может повлечь за собой неблагоприятные последствия в виде заражения, появления детей, которые не обеспечены должным уровнем заботы. Возможностей заботы о детях здесь тоже не предусматривается, поскольку ни партнер, ни партнерша не являются минимально социально зрелыми существами. Они, естественно, люди, но как граждане еще не обладают достаточным уровнем самосознания и сознания, предусматривающего ответственность за свое поведение и за последствия своих действий.
В биологическом плане подростки способны к сексуальным отношениям, часто способны к деторождению, но обеспечить минимально необходимый уровень существования для детей они пока не способны.
То есть в биологическом плане подростки способны к сексуальным отношениям, часто способны к деторождению, но обеспечить минимально необходимый уровень существования для детей они пока не способны. И если кто-то призывает именно плодиться и размножаться тех, кто сам не достиг минимального уровня социальной ответственности, то это увеличивает проблемы общества. Можно желать деторождения тогда, когда человек способен создать полноценную семью и нести за это ответственность. Если же не способен, то должен заботиться о том, чтобы такие случаи были либо вообще исключены, либо стали большой редкостью.
Больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!