Когда-то давно новогодние письма были не только приятным подарком и знаком внимания от близких, но и пропагандой определенных ценностей. Порой довольно противоречивых. Зачем волгоградцы дарили друг другу открытки, какие исчезнувшие городские локации на них можно увидеть и чем они так приглянулись НКВД, рассказал корреспонденту V1.RU краевед Сергей Бородуля.
По словам научного сотрудника волгоградского областного краеведческого музея Сергея Бородули, в Россию традиция дарить друг другу открытки пришла из-за рубежа, как, впрочем, и большинство других новогодних обычаев. Самая первая же коммерческая открытка увидела свет относительно недавно, в 1843 году.
— Ее автором был художник Джону Хорсли, — рассказывает Сергей. — История ее очень интересная. Генри Коул, поняв, что у него много друзей и знакомых, размышлял о том, что бы им подарить. Он заказывает эту открытку у британского художника Хорсли и в итоге отправляет ее по почте всем знакомым. Идея настолько понравилась людям, что открытку стали тиражировать и она стала первой открыткой, принесшей прибыль.
На творении Хорсли было изображено праздничное застолье, в ходе которого мужчины, женщины и даже дети аристократично попивали из фужеров неизвестную жидкость. В центре художник добавил поздравление с Рождеством и Новым годом. Однако, несмотря на первый успех, массовость у открыток появилась лишь через несколько десятков лет, во время Франко-прусской войны.
— Тогда солдаты стали отправлять домой письма, украшая их рисунками. Французам эта идея очень понравилась. Можно сказать, что именно война послужила причиной массового появления открыток, — рассказывает Сергей Бородуля. — В Российскую империю открытые письма приходят только в 1872 году. В то время мы вступаем во Всемирный почтовый союз и Россия была обязана следовать новым правилам. На одной стороне открытки писали только адрес и наклеивали гербовую марку. Никаких иллюстративных материалов на таких открытках не было.
Иллюстративные материалы в российские открытки добавил художник Николай Каразин. Более того, заниматься созданием открыток не гнушались и самые именитые российские творцы.
— Николай Каразин был художником-баталистом и рисовал походы Русской императорской армии. Заодно решил заняться и открытками, — рассказывает Сергей Бородуля. — В то время многие известные художники рисовали открытки. Бенуа, Васнецов, Репин — известные всем нам творцы, которые не гнушались этим делом. В Российской империи открытка брала за прообраз лубочные картинки. Позже появились и конные тройки, заснеженные просторы и, конечно, радостные дети — символ достатка и удачи.
Деда Мороза на имперских открытках еще не было. Был его прототип — святой Николай.
— В Российской империи более трепетно относились к празднованию Рождества, а не Нового года. Уже появляется символ — святой Николай. Дедом Морозом он станет только в советское время, — рассказывает научный сотрудник. — Были также фотографичные открытки. Особенно интересны работы Елизаветы Бём. Это единственная женщина-художница в Российской империи. Ее не взяли в академию, потому что она женщина. Но ее учили и Виктор Васнецов, и Илья Репин, учили ее. Она была зажиточной дамой, срисовывала детей из своего имения. Еще у нее всегда были какие-то интересные фразы на открытках.
Уже в конце XIX века, по словам Сергея Бородули, появляются открытки с изображениями достопримечательностей разных городов. В Царицыне эпоха расцвета таких открыток пришлась уже на начало XX века. Кстати, было принято посылать в качестве почтовых открыток и сделанные на месте фотографии.
— Открытки с изображением дореволюционного Царицына успели запечатлеть город в самых разных видах. — рассказывает краевед. — Например, были очень популярны виды с каланчи первой пожарной части, которая стала лакомым местом для фотографов сразу после ее открытия. На сохранившихся открытках можно найти и железнодорожный вокзал, и гостиницу «Столичные номера», что располагалась примерно на месте нынешней гостиницы «Волгоград», и собор имени Александра Невского, и многое другое. Например, популярностью пользовалась открытка с Александровской мужской гимназией, которая уже давно перестроена и превратилась в левое крыло здания администрации Волгоградской области.
Открытки нашли в сердцах россиян настолько сильное признание, что обойтись без них было невозможно даже в самые безрадостные времена.
— В период Первой мировой войны они посылались как на фронт, так и с него. Солдаты рисовали на письмах какие-то картинки, но редко. В основном этим занимались казаки, — рассказывает Сергей Бородуля. — Еще такой интересный момент. В то время была такая приписка: почтовый департамент за содержание текста ответственности не несет. Много шутников было в те времена, кто писал неуместное. Но публиковались на открытках и портреты героев. Например, массово тиражировался портрет одного из уроженцев нашего региона — первого Георгиевского кавалера, героического казака Козьмы Крючкова.
Напомним, один из самых популярных героев Первой мировой войны Козьма Крючков не только родился в хуторе Нижне-Калмыков Усть-Хоперской станицы войска Донского, на территории нынешнего Серафимовичского района, но и погиб здесь. Уже в ходе Гражданской войны 28-летний Козьма Крючков бросился с шашкой наголо на красный пулемет, пытаясь захватить мост возле хутора Громки — в нынешнем Даниловском районе. Подробнее о жизни, подвиге и гибели казака мы рассказывали в отдельном материале.
После революции открытки ожидала, по словам краеведа, не самая завидная судьба.
— После революции большевики решили, что это пережиток буржуазного строя, — рассказывает краевед. — Сложили в одну кучу империю, бога, елки и открытки. В то время пользовалась популярностью революция и везде нужно было изображать вождя. На открытках тех времен постоянно показаны Ленин, Энгельс, Маркс, простые рабочие и остальная революционная символика. Всё было в обязательных красных тонах. Открытки выходили огромными тиражами, напоминая о народной победе в революции и особой роли вечно живого вождя. Только в 30-е годы начали появляться другие открытки, и на них даже есть другие цвета, кроме черного и красного.
По словам краеведа, в Великую Отечественную войну на открытки добавились не только цитаты товарища Сталина, но и военно-патриотические картины. Были и особые открытки. Например, в 43–44-м году появился Дед Мороз с автоматом, который иногда даже ездил на танке. Появились и новогодние военные карикатуры.
После Второй мировой войны в истории советских открыток началась совсем другая жизнь.
— Советская армия привозила с Европы массу трофейных открыток невероятной красоты и очень высокого качества. Они моментально стали популярными и какое-то время после войны даже пересылались людьми. Потом начали делать их копии, — рассказывает Сергей Бородуля. — Затем наступает период открыточного движения, которое мы все помним. Это знаменитые «Зарубинские открытки». В чем их прелесть? Они добрые, позитивные и рисованные. Их, кажется, помним все мы. Они были очень милыми и несли атмосферу праздника.
Достижения страны, всё также оставались лейтмотивом советских открыток: полет человека в космос, запуски спутников, строительство гигантских объектов — всё это становилось поводом для гордости и рисунка.
— На волгоградских открытках того периода успели запечатлеть и площадь Ленина и зал славы на Мамаевом кургане и, конечно же, набережную, — рассказывает краевед. — В конце 80-х в стране также происходит бум мультипликации: «Ну, погоди», крокодил Гена, Чебурашка… А теперь, теперь мы уже почти перестали отправлять открытки, хоть они еще есть. Но постепенно они становятся только нашей историей.