V1
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Волгограде

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

5 м/c,

сев.

758мм 71%
Подробнее
USD 93,29
EUR 99,56
Город В Волгограде «Ракеты» и «Метеоры» обгоняли электрички

В Волгограде «Ракеты» и «Метеоры» обгоняли электрички

Теперь их можно увидеть только на фотографиях.

Скоростную «Зарю» на Волге помнит несколько поколений волгоградцев

В России заявили о возобновлении производства скоростных судов на подводных крыльях, «Комет» и «Метеоров» – символов эпохи расцвета речного флота СССР. Чем были для Волгограда легендарные суда «космических серий», V1.ru рассказал историк речного транспорта Виктор Коваль.

Скоростные «Ракеты» и «Метеоры» на подводных крыльях стали символом эпохи расцвета волгоградского речного флота. Поставленные на баланс советского речного флота в 1957 году суда на подводных крыльях были результатом воплощения в жизнь инженерной творческой мысли Ростислава Алексеева. Теплоходы этого типа на высокой скорости, за счёт создаваемой крыльями подъёмной силы, вздымались над водой и вызывали невероятные ощущения у пассажиров.

«Метеор-5» на маршруте между центром и Красноармейским

Первая «Ракета»

История волгоградских судов на подводных крыльях началась в 1960 году с прибытием первого теплохода «Ракета-13». Он мог перевозить до 65 пассажиров, а дизель мощностью в 1400 лошадиных сил разгонял судно до невероятных тогда 65 км/ч.

«Ракета-166» уже через полчаса будет у причала речного порта

– Одним из главных достоинств «Ракеты» была высокая скорость движения, – рассказывает Виктор Коваль. – От речного вокзала до пристани «Красноармейск» «Ракета» доходила за 30–35 минут, делая одну остановку на пристани имени Руднева. Сейчас такие результаты по скорости могут показать только электрички, проезжающие аналогичный маршрут за 40–45 минут.

«Ракета-180», пассажирский салон (2012 год)

До 1973 года в Волгоград пришло еще семь проектов «Ракет»: 340, 340Э и 340МЕ с номерами 13, 40, мелкосидящая 141М, 166, 180, 217 и 229. Они обслуживали пригородные линии, преимущественно астраханского направления, перевозя горожан на Покровку, в Каршевитое и Ахтубинск. Мелкосидящая «Ракета-141М» ходила на Тумак.

В 1965 году открыли маршрут от Волгограда до Ленинска. Но он просуществовал лишь одну навигацию и был закрыт из-за низкой глубины Ахтубы и малой востребованности у населения.

Рубка «Ракеты-141М» (2012 год)

«Метеоры» дальнего плавания

Одним из самых популярных в Волгограде судов на подводных крыльях стал «Метеор». Первый из них поступил в волгоградский речной порт в 1962 году, а до 1986 года в городе-герое работали 11 судов этого типа с номерами 5, 17, 30, 49, 61, 116, 145, 182, 192, 197, 202.

«Метеор-5»

– «Метеоры» были по сравнению с «Ракетами» более крупными кораблями и могли перевозить на дальние расстояния до 125 пассажиров, – рассказывает Виктор Коваль. – При этом их максимальная скорость не уступала меньшим по размерам «Ракетам» из-за двух дизельных двигателей мощностью до 1860 лошадиных сил. Именно с помощью «Метеоров» волгоградский речпорт смог организовать маршруты на Астрахань, Саратов, Ахтубинск, Иловатку и в другие удалённые города и посёлки.

А в начале 70-х годов в Волгограде «Метеоры» вышли на так называемый «замкнутый» маршрут .

– «Метеор» с пассажирами выходил из Волгограда, шел в Астрахань, а затем обратным рейсом возвращался в город-герой, – говорит Виктор Коваль. – Здесь на корабле менялась команда, и «Метеор» продолжал свой путь до Саратова. Далее выполнялся обратный рейс до Волгограда, где снова менялась команда, и «Метеор» отправлялся в новый рейд до Астрахани.

«Метеор-17»

Пассажирам такой маршрут был выгоден, так цены на проезд были значительно ниже, чем на автобусе или поезде. По одному купленному билету можно было экономно добраться из Астрахани до Саратова или, сделав дополнительный крюк через Волгоград, посетить города и посёлки Нижней Волги.

Впрочем, существовала и практика нецелевого использования волгоградских «Метеоров»: в Астрахани суда грузили арбузами и везли их в Москву. Но решение по каждой такой поездке принималось не в волгоградском речпорту, а на уровне министерств.

«Заря» и «Орион»

70 и 80-е годы стали для Волгограда эрой небывалого расцвета водного транспорта. На Волге и Ахтубе одновременно работало до 20 высокоскоростных кораблей.

– Кроме «Ракет» и «Метеоров», в рейсы выходили глиссирующие суда типа «Заря» и скеговое судно на воздушной каверне «Орион», – вспоминает Виктор Коваль. – Этот теплоход иногда подменял «Ракеты» на пригородных линиях, но обилие недостатков этого проекта приводило к регулярным поломкам и простоям.

«Заря»

Кстати, за 30 лет эксплуатации «Ракет» и «Метеоров» в Волгограде не произошло ни одного серьезного аварийного случая. Бывали посадки на мель, после чего суда поднимали из воды для ремонта крыльев и двигательно-рулевого комплекса. Как и в других речных регионах России, «Ракеты» и «Метеоры» иногда сталкивались с моторными лодками. Были и случаи попадания под несущиеся суда пловцов, заплывавших в зону хода судов. Но серьезной аварии и трагедии в биографии волгоградского «крылатого» речного флота не было ни одной.

Последний «Восход» Волгограда

Последним крылатым судном Волгограда стал «Восход-06». До 2008 года «дедушка» крылатого флота совершал редкие прогулочные нерегулярные рейсы, но после полного израсходования моторесурса двигателя был выведен из эксплуатации и больше на Волгу уже не вернулся.

«Восход-06» в последнюю навигацию 2008 года

– Главным недостатком судов на подводных крыльях считается малый срок службы двигателей, – говорит Виктор Коваль. – Высокооборотный дизель мог прослужить только пять навигаций. Его снимали, дефектовали, отправляли на переплавку и заменяли новым. В условиях плановой экономики это было обычной практикой. Сейчас цены на двигатели очень высоки, что стало основной причиной отказа от «Метеоров» и «Ракет» многими судовладельцами. Другой минус крылатых кораблей – износ крыльев и винта из-за кавитации. В результате её воздействия на металлических элементах возникают повреждения, напоминающие язвы. Этот процесс неизбежно сопровождает все металлические детали, быстро движущиеся в водной среде.

Время погибших кораблей

Сейчас в Волгограде не осталось ни одного судна «космических» серий на подводных крыльях.

– Последний рейс «Ракеты-180» в 1999 году ознаменовал завершение целой эпохи в истории волгоградского речного флота, – констатирует Виктор Коваль. – Одну из «Ракет» после списания установили в сквере Кировского района, но в лихие 90-е её разграбили и сожгли.

«Ракета-180» перед утилизацией в 2012 году

Порезали на металл к тому моменту в волгоградском грузовом порту и первые волгоградские «Метеоры». Еще шесть «Метеоров» последних номеров продали в другие регионы, в основном в Ленинградскую область.

Две последние волгоградские «Ракеты», №180 и 141М, безуспешно продавались почти 25 лет, стоя на баржах в затоне. В 2012 году их также порезали на металл в уже бывшем грузовом порту в Ворошиловском районе.

«Ракета-141М» перед утилизацией в 2012 году

Скеговое судно «Орион» превратили в детский кинотеатр в пионерлагере «Чайка» возле второго шлюза Волго-Донского канала. Сейчас от него, как, впрочем, и от пионерлагеря, не осталось и следа.

Глиссирующее судно «Заря-338Р» отработало последнюю навигацию на линии «Волгоград – хутор Глухой» в 2012 году. А «Восхода-06» не стало совсем недавно – в 2015 году последнее скоростное судно Волгограда было порезано на металл в Краснослободском затоне.

«Восход-6» у причала речного вокзала

– Многие высокоразвитые страны ведут исследования в этой области, строят разнообразные суда на подводных крыльях, – считает Виктор Коваль. – Появляются революционные технологии, которые позволят сократить расходную часть, снизить издержки. Износ металла помогут минимизировать нанотехнологии. А что касается экономичности, то на помощь придут двигатели нового типа, способные вырабатывать топливо из воды. Только представьте, что «Ракета» будущего будет черпать топливо прямо из-под себя! Жизнь настолько стремительно меняется, что все это уже не кажется такой уж фантастикой. По крайней мере, мне очень хочется в это верить.

«Заря» перед отправлением на металлолом

Но в волгоградском речном порту идею о возвращении флота крылатых судов считают лишь мечтой. Дороговизна использования и отсутствие оборудованных для кораблей причалов или дебаркадеров – главные причины, по которым современное поколение волгоградцев сможет увидеть «Метеоры», «Ракеты» и «Зари» только на фотографиях.

Алексей Серебряков
Фото: Виктор Коваль
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем