После войны Анатолий Козлов приезжал на места самых тяжелых танковых боев в Волгоградской области. Больше всего известный ветеран, получивший орден Красной Звезды, просил похоронить его рядом со своими сослуживцами в Калаче-на-Дону.
Вместо траурных мелодий в зале прощания с Анатолием Козловым, который ушел на 97-м году жизни, играет фронтовая музыка. Под любимые песни ветерана на экране мелькают фотографии еще молодого бойца, который накануне Нового года освобождал город Котельниково и сражался в Курской битве.
— Он вспоминал, что когда они освободили Котельниково, взяли очень хороший трофей. Еды много, — рассказывает ветеран Великой Отечественной войны Геннадий Игнатьев. — Приглашенные на праздник начальники очень удивились: «Вы где нашли столько угощений?». Анатолий Венедиктович говорил, как он со своим другом дошел до Вены. Смеялся, что их вовремя остановили: до Италии оставалось всего 40 километров. Как он любил песню «Я так давно не видел маму». Всегда ее пел, когда встречался со своим фронтовым товарищем.
Именно с него, улыбающегося и неунывающего танкиста, писатель Юрий Бондарев срисовал образ своего героя в книге «Горячий снег».
— Он любил рассказывать о танкистах, — вспоминает председатель совета ветеранов Советского района Валентин Стоянов. — Мы с ним ездили в Октябрьский район, где шли страшные танковые бои. Курсанты училища Орджоникидзе встретили армаду танков и полегли... 18-летние мальчишки. Анатолий Венедиктович настоял, чтобы на этом месте поставили памятник этим бойцам. А еще он мечтал об арке Победы. Хотел, чтобы Сталинград называли Сталинградом. И, конечно, Анатолий Козлов всегда говорил: «Похороните меня там, где я воевал». В Калаче-на-Дону, где стоит танк, нет могил. Именно поэтому тело ветерана кремируют, а урну с его прахом поставят рядом с памятником.
Участник парада 1945 года Анатолий Козлов не давал никаких громких обещаний. И все же накануне 75-летней годовщины со дня победы в Сталинградской битве он пообещал: «Я доживу».
— Когда я поздравлял его с 95-летием, спросил «Как Вы?». Анатолий Венедиктович сказал: «Как, как. У меня сейчас год за три», — рассказывает глава Волгограда Андрей Косолапов. — Он пообещал нам дожить до 75-летия Победы в Сталинградской битве. И он свое обещание выполнил.
Виктория Рындина