На выжженной земле рядом с прудами-накопителями Волгоградского алюминиевого завода нашли следы щелочи.
Затвердевшая и будто бы каменная почва, похожая на побелевший берег соленого озера, сменяется вязкими трясинами с черными лужами и сгнившим камышом. Так, по словам экспертов, участок рядом с прудами-накопителями выглядит с 2015 года.
— Стоки имеют явный промышленный характер, поэтому мы сразу же предположили: жидкость могла уйти с прудов-накопителей Алюминиевого завода, — рассказали работающие на месте волгоградцы. — Сотрудники городской лаборатории взяли пробы и подтвердили, что и на земле, и в колодцах осталась щелочь. Если честно, такой площади загрязнения мы еще не видели. Посмотрите, что стало с землей. Скорее всего, отходы привозили сюда не на транспорте. Чтобы завезти такой объем, нужно накатать очень серьезную дорогу: сами понимаете, что тут должны работать не 10, не 20 и даже не 30 машин.
Порывы ветра, налетающие на выжженную химией землю, поднимают белые столбы мелкой и колючей пыли. Наступая на окаменевшую почву, сотрудники химико-аналитической лаборатории выносят неутешительный приговор: «Она мертвая».
— У прудов-накопителей есть лесок — чистый и нетронутый. Мы прошли его вдоль и поперек и не заметили ни одной капельки этой черной жидкости, — поделились волгоградцы. — Тут же мы нашли несколько выходящих из земли труб и три-четыре заполненных колодца. Либо жидкость пошла из них, либо ее откачали из прудов с помощью длинных шлангов.
Надевая плотные резиновые перчатки, эксперты из волгоградской лаборатории поднимают слой почерневшей земли и собирают едко-коричневую смесь из невысыхающих луж и колодцев.
— Сейчас сотрудники прокуратуры Тракторозаводского района отдадут документы на Алюминиевый завод, и мы возьмем заборы из прудов-накопителей, — объясняют волгоградцы. — Никаких конкретных выводов делать мы не будем. Наша задача — провести химический анализ и сравнить все собранные на месте вещества.
В городской лаборатории, собравшей пробы еще на прошлой неделе, тем временем успели подтвердить: больше гектара земли отравила щелочь.
— Просто вспахать эту землю уже не получится. Для ее спасения нужно создавать проект рекультивации, — уверены сотрудники областных комитетов. — Прокуратуре Тракторозаводского района предстоит установить виновного и возложить на него обязанности по созданию этого проекта.
О страшном загрязнении, превратившем землю в выжженную пустыню, корреспонденты V1.RU писали еще на прошлой неделе. По словам общественника Алексея Ульянова, сейчас окаменевшие почвы напоминают поверхность Луны.
— Это ведь Волгоград, а не Чернобыль, — убеждает Алексей Ульянов. — Сегодня экологи взяли пробы и пообещали в ближайшее время рассказать, чем же конкретно вытравили участок на площади около пяти тысяч квадратных метров. Думаю, что к этому резонансному делу должны подключиться Росприроднадзор, Ростехнадзор и природоохранная прокуратура.
В пресс-службе Волгоградского алюминиевого завода категорически отказались от всех обвинений в их адрес.
— Пруд-испаритель Алюминиевого завода эксплуатируется в соответствии с требованиями промышленной и экологической безопасности, которые предъявляются к гидротехническим сооружениям. По заключению Главного управления МЧС России по Волгоградской области все проверяемые параметры находятся в технически надежном эксплуатационном состоянии. Объект никакого отношения к описываемой ситуации не имеет, — уточнили в пресс-службе завода.
Виктория Рындина