В Волгограде 8 июня перенесли рассмотрение вопроса о признании аварийным дома №13 по улице Мира. В среду мэрия должна определиться, будет она защищать жильцов или областных чиновников, а волгоградцы подготовили иск в прокуратуру с просьбой о защите.
На прошлой неделе общественник Валерий Котельников рассказал о судебном иске областного Жилнадзора к городской комиссии с требованием признать дом №13 на улице Мира в центре Волгограда аварийным, притом что дом внесён в программу капитального ремонта. Общественник предположил, что после выигрыша дела областные чиновники могут расселить несколько сотен жильцов, а исторический дом передать другому собственнику.
— Сегодняшний суд прошёл потрясающе, с интригой, — рассказала корреспонденту V1.RU адвокат Анна Яковенко, представляющая интересы жильцов дома №13 по улице Мира. — Администрацию Центрального района Волгограда представляла чиновница. Причём на прошлые суды от мэрии никто не являлся. Мне пришлось идти в администрацию Центрального района и ставить перед начальником правового отдела вопрос, почему представители мэрии не являются на столь важные судебные заседания, которые имеют важное значение для сотен волгоградцев. Ответа я тогда не получила, но между тем сегодня от них женщина была.
— При этом администрация представляет сторону ответчика — межведомственной комиссии по оценке данного жилья и признания дома аварийным, — говорит Анна Яковенко. — Именно к комиссии с длинным названием адресован иск государственно-жилищного надзора Волгоградской области об обязании её рассмотреть вопрос об аварийности дома №13. Сегодня чиновница сделала заявление, что 10 июня межведомственная комиссия соберётся и рассмотрит в добровольном порядке, без всякого побуждения со стороны собственников вопрос аварийности дома.
Госжилнадзор представил в суде экспертизу, на основании которой требует признания аварийности дома.
— Я в начале заседания потребовала приобщить к делу отзывы на проводившуюся экспертизу со стороны Госжилнадзора компанией ООО «Веб Союз». Её же и будет рассматривать межведомственная комиссия, — пояснила адвокат. — На неё у нас есть два отзыва экспертов. В них указано, что данная экспертиза, проведённая специалистом фирмы, не соответствует никаким ГОСТам, у самого специалиста нет квалификации эксперта, имеющего право работать с объектами культурного наследия, а именно таким является дом №13. Более того, всё, что он изложил в своей экспертизе, нельзя признать таковой, потому что требованиям ГОСТа это абсолютно не соответствует.
Адвокат привела аргументы своей правоты.
— Он, например, оценил состояние штукатурки и отнёс это к характеристикам аварийности дома. Хотя все знают, что аварийность дома должна быть подтверждена исследованиями в первую очередь несущих конструкций. Если их состояние указывает на то, что конструкция уже неустойчивая, тогда дом можно признавать аварийным. Есть определённый ГОСТ, который регламентирует это.
Анна Яковенко сослалась на ГОСТ 31937–211 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
— В нём указано, что обследование технического состояния зданий и сооружений должны проводится в три этапа: подготовка к проведению обследования, предварительное визуальное обследование и детальное инструментальное обследование, — говорит адвокат жильцов. — Причём визуальное обследование по данному ГОСТу должно быть сплошным, то есть исследоваться всё — конструкции здания, инженерное оборудование, электрические сети, средства связи и так далее. А этот уникальный эксперт погулял вокруг дома, поделал фотографии и на их основании написал, что дом аварийный. А вот фундамент, на его взгляд, оказался вроде бы и ничего, ещё крепкий.
Жильцы и адвокат понимают, чего добиваются региональные чиновники.
— Я так понимаю, что кто-то пытался таким образом выразить смысл, что этот дом надо подвезти под реконструкцию. Это моё субъективное мнение, — подчеркнула Анна Яковенко. — А поскольку в соответствии с ГОСТом и полным отсутствием инструментального обследования и поверочных расчётов эту экспертизу назвать экспертизой нельзя, назначенное на среду заседание межведомственной комиссии мне представляется весьма проблемным. И мне совершенно непонятно, на каком основании изначально инспекция Жилнадзора побуждала и побуждает рассматривать этот вопрос.
Инспекция три года «воюет» с домом.
— Есть замечательное заключение инспекции Жилнадзора 2017 года о техническом состоянии этого дома, состоящее из 3–4 листов. Там также указаны трещины по штукатурному слою, некое оголение арматуры, — поделилась волгоградка. — Но когда они составляли это заключение, они чем руководствовались: своими фантазиями, субъективными представлениями или чем? Или какими-то нормативно-правовыми актами всё-таки? Они же должны понимать, что нарушение штукатурного слоя нельзя трактовать как основание признания дома аварийным. Был создан документ, который, на мой взгляд, документом не является. Но исходя из него, уже третий год инспекция Госжилнадзора в который раз понуждает межведомственную комиссию рассматривать вопрос об аварийности дома.
Жильцы дома просят защиты у надзорных органов.
— Мне кажется, надо дать оценку действиям этих чиновников. И сегодня мне жители дома передали письмо на имя прокурора Волгоградской области, где они просят разобраться с действиями чиновников и оградить их от такой непомерной заботы, — говорит Анна Яковенко. — Это забота чиновников, добивающихся признанием родного дома жителей аварийным? Их это очень возмущает, и они считают, что это злоупотребление полномочиями чиновников. Хотя межведомственная комиссия им в этом уже отказывала в декабре 2018 года, но областные чиновники не прекращают своих попыток и добиваются признания дома аварийным.
В отказе городской комиссии регионалам приводится обоснование.
— А отказывали им правомерно: «В связи с отсутствием заключения специализированной организации, проводившей обследование, не предоставления собственниками помещений многоквартирного дома необходимого перечня документов, учитывая факт включения данного дома в программу капремонта», — читает документ адвокат. — То есть никаких оснований признания дома аварийным не было. Жилнадзор свою позицию не обосновал. Документального основания изначально не существовало. Поэтому, я считаю, нужно давать оценку действиям чиновников, которые составили все эти «заключения» в 2017 году и до сих пор с удивительным, невероятным, потрясающим упорством продолжают требовать признания дома аварийным. Поэтому жители и обратились в прокуратуру. Они просят защитить их.
Станет мэрия на защиту горожан или поддастся на аргументы областных чиновников, будет ясно послезавтра.
— В среду вечером нам будет понятна позиция межведомственной комиссии Центрального района Волгограда на сегодняшний момент, и как будет развиваться ситуация дальше, — говорит Анна Яковенко. — Я вижу их цель в подведении дома под реконструкцию и признания нецелесообразности его капитального ремонта. Тогда встаёт открытым вопрос, а за чьи средства тогда будет проводиться реконструкция? Значит, появляется на горизонте фигура инвестора. Сегодня жители мне рассказывали, что уже якобы создали проект какого-то супердома для богатых людей, который будет построен на основании этого дома. Я предполагаю, что, действительно, так и может получиться. Придёт инвестор, будет реконструировать, но сегодняшних жителей, к сожалению, там уже не будет. Как объект культурного наследия дом нельзя снести, а реконструировать можно. Рамки и границы реконструкции будут зависеть от тех же областных властей, поскольку это объект культурного наследия регионального значения. Они могут поступить как угодно, по своему усмотрению. Всё будет решаться на местном уровне.
Свою позицию Госжилнадзор и так показал судебным иском, а в мэрии Волгограда признали необходимость капитального ремонта дома №13 на улице Мира.
— Аналогичный механизм применялся при реконструкции здания по улице Невской, 2 в 2017 году, — сообщали в горадминистрации. — На период восстановительных работ жители получили возможность временно переселиться в другие квартиры, сегодня все они вернулись в своё жилье по прежнему адресу.
Как будут развиваться события, читайте на V1.RU.