Врачи начинают бить тревогу, считая, что молодежь всё чаще уходит в крайности, касающиеся пищевого поведения. Одни берут на веру бодипозитив, уверяя, что их надо принимать такими, какие они есть — с избыточным весом и зависимостью от фастфуда. Другие, напротив, пытаются выжать максимум из своей внешности и тела, чтобы приблизиться идеалу. И те, и те являются жертвами так называемого РПП — расстройства пищевого поведения. Что это такое, чем грозит организму и почему чаще всего ему подвержены подростки, рассказал доцент кафедры неврологии, психиатрии, мануальной медицины и медицинской реабилитации ВолгГМУ Михаил Баканов
Пусковой стрессовый момент
РПП — это расстройство приема пищи, или расстройство пищевого поведения и относятся к классу психических и поведенческих расстройств. Основные расстройства пищевого поведения: нервная анорексия и нервная булимия.
— Слово «нервная» указывает, что эти расстройства психогенно обусловленные, и возникают вследствие мультифакторных нарушений.Здесь и генетическая предрасположенность, биологические факторы (эндокринные заболевания, нарушения регуляции и другие), социальные факторы, например: специфическое окружение общения (танцоры и модели), послания социума о теле и питании, искаженное создание образа «идеальной» фигуры, а также психологические факторы: эмоциональная лабильность, склонность к тревоге, негативная самооценка, — объясняет доктор Михаил Баканов.
Возникновение РПП зависит от наличия основных факторов и степени их выраженности.
— Но это в теории, а на практике все факторы могут «дремать» и «ждать удобного случая», например: неосторожно брошенной случайной фразы о некрасивой фигуре, объеме талии, — приводит примеры врач-психиатр. — Нередко это является пусковым стрессовым моментом, чтобы «заработали» все факторы и началось то, что специалисты квалифицируют как расстройство приема пищи, или расстройство пищевого поведения.
Расстройство пищевого поведения — это боязнь ожирения и дряблости фигуры, это становится назойливой, затем всепоглощающей идеей.
— Физические нагрузки и ограничительные диеты на начальном этапе не вызывают тревоги у родных и близких, хотя и то и другое — медицинская компетенция, физические нагрузки индивидуально разработает специалист по лечебной физкультуре, ну а диеты — врач-диетолог, но на всё это мало кто обращает внимание, т.к. девиз «интернет тебе в помощь» проще. Не вызывают тревогу ежедневные и всё более частые походы на весы, сантиметровая лента всегда находится рядом, и измеряется не только талия, но всё, что можно измерить, — рассказывает врач-психиатр Михаил Баканов. — Самопальность физических нагрузок и диеты не заставят долго ждать, кроме снижения веса и уменьшения объемов начнут свое формирование расстройства практически во всех органах и системах, которые будут скрытными до поры до времени.
Булимия
Нервная булимия проявляется эпизодами переедания в сочетании с выраженным беспокойством по контролю за своим весом.
— Булимия — это приступы переедания, которые сопровождаются и завершаются вызовами рвоты, приемом слабительных и мочегонных средств. Это расстройство имеет много общего с нервной анорексией, включая сверхозабоченность свой фигурой и массой тела. Повторные рвоты чреваты нарушениями электролитного баланса и соматическими осложнениями.
Свежее расстройство
Орторексия еще одно расстройство пищевого поведения, пока не рассматривается как заболевание и не является диагнозом.
— Орторексия относительно «свежее» расстройство, было описано около 25 лет спустя. При нём отмечается навязчивое стремление к «здоровому питанию», что приводит к значительным ограничениям в выборе продуктов питания. Человек с орторексией настолько стремится к выстраиванию правильного меню, что этот вопрос занимает всё его время и он перестает интересоваться другими аспектами жизни, — объясняет Михаил Баканов. — Вся еда будет делиться по критерию «полезное/неполезное», не будут иметь значение вкус и удовольствие от еды. Любое нарушение правила «полезное» вызывает тревогу и чувство вины.
Подростковый мейнстрим
В социальных сетях можно часто встретить видео, где подростки приписывают себе РПП, шутят на эту тему, а кто-то рассказывает, как поборол это расстройство или только встал на дорогу выздоровления.
— Наиболее подвержены подростки, потому что этот возраст — мощнейшая перестройка всего организма, идет формирование гормонального статуса, активный рост скелетной конструкции, развитие мышечной массы, формирование фигуры по гендерному типу. Плюс к этому — пока еще окончательно несформированная, неокрепшая и неустоявшаяся психика, — рассказывает врач Михаил Баканов. — Человек, как и всё живое, в период таких переделок, перестроек крайне хрупок и уязвим, поэтому подросток наиболее подвержен всякого рода расстройствам.
При нервной анорексии расстройство направлено на преднамеренное снижение веса, вызываемое и поддерживаемое самим подростком.
— У подростка полностью меняется и «переворачивается» психология, усугубляются психические расстройства, появляется патологический азарт в достижении своей цели, в «комплекс мер» подключаются снижающие аппетит препараты, прием слабительных, мочегонных и рвотных средств, — предупреждает врач-психиатр.
Трагичный финал
Организм человека — это сложнейшая саморегулируемая система, в нее желательно не вмешиваться, тем более по причине «мне хочется».
— Если вмешательство показано и целесообразно, то должно изначально формироваться и контролироваться исключительно врачами и другими медицинскими работниками, — рекомендует врач. — Заболевание развивается годами и лечится годами. Финал может быть трагичным, по статистике до 40% смертности. Умирают не от самого РПП, а от присоединившихся заболеваний, в отношении которых организм должен противостоять, но не может из-за анорексии, ну и на 2-м месте — самоубийства больных нервной анорексией. От коллег, участвовавших в патологоанатомическом вскрытии трупа умершей девушки, я слышал, что стенки желудка по своей толщине напоминали папиросную бумагу.