Межгосударственный авиационный комитет опубликовал окончательный отчет о расследовании авиакатастрофы вертолета Robinson-44, в результате которой погиб глава клуба «Аэросоюз — Волгоград» Виктор Климочкин. В качестве наиболее возможной причины катастрофы называется потеря управления вертолетом в условиях ночного полета и инфаркт у пилота.
Напомним, вертолет Robinson-44 c бортовым номером RA-04246 разбился поздно вечером 28 февраля 2020 года близ села Линейное Наримановского района Астраханской области. Управлял вертолетом глава клуба «Аэросоюз-Волгоград» Виктор Климочкин. Вертолет заказывали гости базы «Прохладная» в Камызяках. Пилот покатал клиентов по вечернему небу, высадил их и улетел в направлении Волгограда.
По предварительной информации, трагедия произошла около 20:30. Место крушения вертолета на земле искала группировка в составе 85 человек и 30 единиц техники. С воздуха упавший вертолет искала аэромобильная группа с вертолета Ми-8. Обнаружить упавший вертолет удалось 29 февраля в 02:09 в 40 километрах от населенного пункта Линейное. Среди обломков обнаружено тело Виктора Климочкина.
Как следует из отчета, вертолет в день катастрофы находился на посадочной площадке «Раскат» в Камызякском районе Астраханской области. С базы в поселке Ерзовка Волгоградской области он перелетел утром 28 февраля. С 11:00 до 18:00 28 февраля Виктор Климочкин выполнил два полета с площадки «Раскат». Их общая длительность составила около семи часов. В 18:50 Виктор Климочкин позвонил супруге и сказал, что готов лететь обратно. Примерно через 10 минут вертолет поднялся в небо и взял курс на Ерзовку.
В 19:45 работник фермы, находящейся примерно в двух километрах от места авиакатастрофы, услышал звук летящего вертолета, затем — взрыв, и увидел столб пламени. Вместе с напарником он прыгнул в машину и поехал туда, куда упал вертолет. Вскоре мужчины увидели догорающие обломки вертолета и вызвали спасателей.
Первыми о землю ударились лопасти несущего винта. Затем вертолет упал и взорвался, оставив на месте происшествия воронку глубиной около 40 сантиметров. В метре от места падения нашли хвостовое оперение. Двигатель, редуктор и несущий винт отлетели на 15 метров. В 30 метрах от места столкновения с землей обнаружили левый полоз шасси, а в 70 метрах — топливный бак.
— Характер расположения воздушного судна, его фрагментов и следов на земной поверхности свидетельствует, что вертолет подходил к земле с правым креном более 45º и с отрицательным углом тангажа (пикированием. — Прим. ред.), — говорится в отчете. — Столкновение с земной поверхностью произошло со значительной поступательной скоростью, в момент столкновения осуществлялся подвод мощности от двигателя к несущему винту.
Сам Виктор Климочкин прошел врачебную летно-экспертную комиссию 27 ноября 2019 года. Документ действовал до 2021 года. По заключению врачей, мужчина был признан годным к полетам частным пилотом. Посмертную экспертизу проводили уже астраханские судебные медики. В крови у пилота не было обнаружено ни следов спиртного, ни карбоксигемоглобина, что свидетельствовало бы об отравлении угарным газом. Не нашли врачи и следов наркотиков.
А вот с сердцем у пилота были проблемы. На вскрытии обнаружили, что у Виктора Климочкина произошел второй инфаркт, кровоизлияние в атеросклеротическую бляшку и отек легких. Медики не исключили, что пилот умер еще в воздухе от повторного острого коронарного синдрома. Однако точную причину смерти установить не удалось в связи с сильными повреждениями тела, полученными при падении.
Свидетельство пилота-любителя Виктор Климочкин получил еще в 2011 году. Оно позволяло ему управлять вертолетом Robinson и летать по ночам при нижнем пределе облачности 400 метров, горизонтальной видимости 4000 метров и скорости ветра 13 метров в секунду. Однако и в свидетельстве пилота, и в руководстве по летной эксплуатации вертолета было указано одно очень важное ограничение: при ночных полетах должна быть обеспечена возможность визуального ориентирования по наземным объектам, освещаемым либо источником света на земле, либо небесными светилами. Комиссия же пришла к выводу, что во время последнего полета вертолета никаких наземных ориентиров видно не было. Пилот не имел права летать по приборам. Возможности вертолета этого тоже не допускали.
Исходя из имеющихся данных, эксперты могли лишь предположить, что авиакатастрофа произошла из-за потери управления вертолетом при выполнении ночного полета над безориентирной местностью. При этом однозначно определить, почему пилот потерял управление — невозможно.
— Возможными причинами могли быть: потеря пилотом пространственной ориентировки в условиях полета, к которым он не был подготовлен, либо частичная или полная потеря работоспособности в полете, вызванная сердечно-сосудистыми патологиями, либо комбинация указанных причин, — говорится в окончательном отчете. — Способствующими факторами, наиболее вероятно, явились необоснованное принятие пилотом решения на вылет в условиях, к которым он не был подготовлен, выполнение пилотом полета в состоянии усталости, вызванной недостаточным отдыхом перед полетами и значительной рабочей нагрузкой (физической и психоэмоциональной) в день авиапроисшествия, не выявление при прохождении ВЛЭК имевшихся патологий.