Стоит ли предоставлять волгоградцам какие-либо блага за общественную деятельность или действия, в которых часто замечены так называемые гражданские активисты? И стоит ли наказывать тех, кто от этого будет уклоняться? Медиамагнат и член общественной палаты Волгоградской области Вячеслав Черепахин размышляет в авторской колонке — есть ли будущее в регионе у экспериментов с социальным капиталом?
Кто-то наверняка уже слышал или читал, что в Китае экспериментируют с социальным капиталом. Вроде даже успешно. Социальный капитал может выполнять две функции: государственную — контроль за социальной активностью населения, и общественную, когда некие «сознательные» получают больше «несознательных».
Про первую функцию всё понятно, это возможно даже на нынешнем российском технологическом уровне. Достаточно ранжировать некие социальные ништяки, забить их в «Госуслуги» — и вперед. Сходил на выборы — получи 10 баллов, написал в Instagram пост про День России — еще 5, и так далее. Вопрос только, что получат «соцактивисты».
Другое дело, что функция соцкапитала, пока неосознанно, становится востребованной в обществе. По-моему, наступил уже тот момент, когда общество, в первые постсоветские годы бывшее еще вполне однородным, однотипным и даже одноидейным, достаточно сегментировалось, разбежалось в стороны, которые магистрально можно определить как разные типы внутреннего социального взаимодействия.
И всё чаще я сталкиваюсь с высказываниями, что кто-то вносит больший вклад в некий социум и хотел бы, чтобы это как-то учитывалось. Так говорят политологи, общественники, строители, политики, журналисты, чиновники. музыканты и предприниматели. Наверное, еще кто-то.
А в одном волгоградском кондоминиуме, например, уже пару лет те, кто платит без задержек и следит за лестничной площадкой, получают приоритетное право парковки. Социальный капитал и его реализация.
А в одной большой компании сотрудники, поработавшие наставниками, помимо доплаты, получают дни к отпуску. ГИБДДшники как-то предполагали водителям, которые ездят без нарушений, выплачивать страховые бонусы. Еще, из этой же серии, я сталкивался с идеей, что избирателями могут быть только те, кто является донором бюджета, то есть платит налоги. Понятно, что это зачатки, но они о том, кто больше делает — получает больше.
Я пока не сформировал свое отношение к этому будущему процессу.
С одной стороны, сам я вроде социально активен, участвую в работе различных общественных организаций и советов и т. д. Но с другой — кто и как будет определять, что является положительной активностью, а что — отрицательной? Кто будет ранжировать и распределять веники и пряники? И пряники — это еще ладно, а то ведь по очередной депутатской инициативе вполне могут появиться «социально нежелательные элементы», тунеядцы и диссиденты. Всё это распределение уже было и кончилось помнится чем.
...Поэтому, пожалуй, рано нам еще в «социальный капитализм», сначала надо научиться смотреть вперед, а не назад.
Согласны с автором?