Родившийся после окончания Великой Отечественной войны бывший сотрудник органов госбезопасности, председатель Волгоградского городского совета ветеранов Александр Струков озвучил инициативу переименовать Волгоград в Сталинград. Кто стоит за этой «инициативой ветеранов» и зачем она стала вдруг нужна, рассуждает известный волгоградский политолог и политтехнолог Вадим Шумилин.
Идея переименования Волгограда в Сталинград, тридцать лет и три года бывшая игрушкой маргиналов и плохих политтехнологов, обрела респектабельный статус. Учитывая политическую сознательность наших ветеранов, можно догадаться, что их обращение — не отсебятина, а результат отмашки сверху. Учитывая политическую сознательность нашего губернатора, можно предполагать, что его отмашка — тоже не самодеятельность, а результат долгого процесса согласований в первопрестольной.
В общем-то, удивляться не приходится. Удивление скорее вызывает то, что с возвратом Сталина на карту так затянули. Ведь культ Великой Отечественной приобрел размах, невиданный в брежневское время, и подчас формы, которые в брежневское время сочли бы за кощунство. Потому что Победа 1945-го призвана заменить нам всё сразу — национальную идентичность, национальный миф, государственную идеологию. Ибо все напрашивающиеся варианты идентичности, мифа да идеологии власть РФ не устраивают, а придумать свои она не в силах.
Сама же Отечественная трактуется теперь через призму десяти сталинских ударов. Потому и прописались портреты генералиссимуса среди маршалов Победы и героев войны. Ну, на самом деле, не только поэтому — легенда про единоличного властителя, грозного, мудрого и всесильного, пришлась очень кстати нынешнему политическому режиму.
Утверждения о том, что Сталинград — это вообще не про Сталина, а только про Победу, лукавы. Представим себе: носи город в 1943-м свое девичье имя, Царицын, болела бы так же душа у ветеранов? Занимали бы ежегодно эфир функционеры КПРФ? Представили? То-то и оно.
Есть, впрочем, категория людей, для которых идея возврата Сталинграда — это действительно не про Сталина. И даже, в общем-то, не про Победу. Она для них — про туристическую да инвестиционную привлекательность. Короче говоря, «про бренд». Отметив циничность такого подхода, граничащую с кощунством, оскорблением и прочим, выразим сомнение в его состоятельности: все, кому интересен Сталинград, прекрасно знают, что Волгоград — его нынешняя реинкарнация.
Злые языки скажут: вот чем тратить время, силы и средства на игры с вывесками и картами, лучше б направили их на нынешнюю реинкарнацию. Чтоб каждый турист с инвестором ясно видел: это он самый, город-победитель. Во всех смыслах. А не читал потом об очередном грандиозном прорыве сталинградской канализации.
Злые языки так и скажут. И много раз. Но слушать их теперь вряд ли станут. Да и вообще — языки у нас нынче принято укорачивать.
Согласны с автором?