20 человек, проживающих в самовольно построенном многоквартирном доме, остались без жилья в результате крупного пожара. Власти Волгограда уже заявили, что окажут погорельцам всю необходимую помощь, однако эксперты уверены, что жители любого из многоквартирных домов, построенных незаконно, могут оказаться в подобной ситуации.
Как сообщили Dom.V1.ru в пресс-службе ГУ МЧС России по Волгоградской области, сообщение о пожаре поступило в четверг, 21 января, в 17:14. На улице Розы Люксембург в Кировском районе Волгограда в жилом доме на 16 квартир горели домашние вещи, межкомнатные перекрытия и кровля. Пожарные расчеты пятой пожарно-спасательной части ликвидировали горение в 19:31. На месте пожара было обнаружено тело погибшей 57-летней женщины. По предварительной версии, причиной возгорания стал аварийный режим работы электропроводки в квартире №12.
Как уточнили в администрации Волгограда, эвакуированным жителям предложено разместиться в пункте временного размещения в поселке Веселая Балка. Несколько человек перебрались к родственникам. Дом взят под охрану полиции. Власти города уже заявили, что все пострадавшие получат материальную помощь из расчета 20 тысяч рублей на семью и по 10 тысяч рублей на каждого члена семьи. Те, кто были прописаны в этом доме, имеют шанс получить жилье из муниципального маневренного фонда из расчета шесть квадратных метров на человека. В настоящее время людей по очереди запускают в сгоревший дом, чтобы они смогли забрать уцелевшее имущество. Кроме того, людям помогают восстановить документы и банковские карты.
Также стоит отметить, что деревянный дом на 16 квартир был возведен в 2014 году на участке, предназначенном под индивидуальное жилищное строительство. В 2015 году в суде рассматривалось дело о его сносе. Перед новым годом, 30 декабря, районный суд признал его безопасным для проживания и принял решение сохранить здание. Окончательное решение по делу не было принято, сейчас оно находится на рассмотрении в апелляционной инстанции. По факту гибели человека на пожаре начата доследственная проверка.
Напомним, что в апреле 2015 года вспыхнул пожар в таунхаусе, расположенном в Советском районе Волгограда. На улице Маршала Василевского загорелась кровля двухэтажного жилого дома. В результате пожара дом был полностью уничтожен огнем, его жителям предложили жилье из маневренного фонда.
Еще один таунхаус в Дзержинском районе оказался в центре внимания СМИ потому, что его жители написали письмо президенту Владимиру Путину с просьбой спасти их незаконно построенные дома от сноса. Как следует из текста обращения, коттеджи на улице Енотаевской, №35 были возведены в 2012 году застройщиком Александром Хлыновым, который выкупил участок и на котором построил стометровые дома и дупельхаусы. Эти строения он оформил на своих родственников, а затем, в 2014 году, они были проданы семьям, которые живут здесь в настоящее время. Вопросов к сделкам купли-продажи и документам в различных государственных учреждениях, где регистрировались соответствующие договоры, оформлялась прописка, не возникло. Между тем у жителей всех домов имеются все правоустанавливающие документы – свидетельства о праве собственности на сами строения, а также на землю, на которой они расположены. В документах указан и тип использования земли – под индивидуальную жилую застройку.
Отметим, что основной претензией у надзорных органов к этим домам были нарушения противопожарных норм – между домами практически отсутствуют безопасные отступы, что в случае возникновения пожара в одном доме может привести к уничтожению всех построек.
Между тем эксперты уверены, что жители всех незаконно построенных многоквартирных домов не застрахованы от различного рода неприятных сюрпризов, которые могут выкинуть инженерные сети и коммуникации дома: «Любой дом – это сложное инженерное сооружение, – говорит председатель правления Волгоградского союза архитекторов Александр Моложавенко. – И если многоквартирный дом строится по проекту, потом вводится в эксплуатацию, то для строительства индивидуального жилого дома не требуется ничего подобного. Кроме того, в многоэтажных домах за качество работ отвечает застройщик. Здесь же привлечь просто некого. Уповать на строительный надзор тоже нельзя, потому что его проверки не носят массовый характер. А в плане строительства индивидуальных жилых домов вообще бардак. Потому что строят все. В результате у одного дома не работает канализация, у другого отсутствует вентиляция, третий вообще сгорел. Дома строятся без проекта, в эксплуатацию не вводятся, потому что этого не требуется законодательно. В результате имеем то, что имеем. А узаконивая эти самовольно построенные дома, администрация Волгограда фактически оставляет людей один на один с возможными проблемами. Ведь жилище у нас практически никто не страхует. Исправить ситуацию можно только одним способом – ужесточить нормы строительства индивидуальных жилых домов, строить их по проекту, и вводить в эксплуатацию. Только тогда можно будет избежать повторения таких инцидентов».
Специалисты-электрики полагают, что в большей степени в пожаре, возникшем по причине аварийного режима электропроводки, виноваты строители: «Если дом строился самовольно, то однозначно не было ни проекта, ни отдельного раздела, посвященного электрике, в котором были бы все необходимые расчеты, – размышляет электрик Алексей Кириченко. – Да и сама электрика была сделана, скорее всего, достаточно плохо. Плюс к этому, не стоит снимать вины и с жильцов дома, которые могли включить достаточно много приборов, в результате чего плохо сделанная проводка просто не выдержала».
Руководитель ООО «ПСО Волгоград» Михаил Норкин уверен, что городские власти, пытаясь помочь людям не потерять единственное жилье, фактически обрекают их на жизнь на минах замедленного действия: «Администрация Волгограда, признав дом незаконно построенным, но при этом разрешив людям в нем проживать, фактически обрекает людей на жизнь с миной замедленного действия, которая неизвестно, когда сработает, – уверен Михаил Норкин. – Насколько я понимаю, обследованию подвергаются только конструкции здания. Проще говоря, обследование проводится на предмет того, не сложится ли дом как карточный домик. То, что внутри – водопровод, канализацию, вентиляцию, электрику, насколько я знаю, не проверяют. Что, на мой взгляд, в корне неправильно, поскольку безопасность людей зависит не только от надежности конструкций, но и от инженерных сетей, которые проходят по дому. Поэтому я не исключаю, что в обозримом будущем возможны новые ЧП с домами, которые мэрия согласилась сохранить, а не снести».
Фото: Фото автора