Жителям 18-этажного дома на улице Краснопресненской, 3 предложили скинуться на серьезный ремонт грузопассажирского лифта. В подъемнике вышел из строя один из канатов. Жильцы дома не понимают, почему они должны платить за эти работы, которые, по их мнению, должны осуществляться в рамках платы за содержание общего имущества, а в управляющей компании парируют, что эти работы носят капитальный характер и должны оплачиваться отдельно.
— Недавно у нас было общее собрание жильцов, — рассказал V1.RU житель дома Игорь Кузнецов. — Нас собрали и раздали уже заполненные бюллетени решения собрания собственников. Там много было достаточно спорных пунктов, но один из них, что называется, поразил. Нам предложили скинуться по 16,41 рубля с квадратного метра общей площади помещений для того, чтобы отремонтировать грузопассажирский лифт. Якобы там вышли из строя канаты, и их нужно менять. Любопытно, что дом был сдан всего три года назад, в 2016 году. Возникает как минимум вопрос — за что мы тогда платим в графе содержание и ремонт общего имущества? Если с нас требуют еще около 120 тысяч за ремонт?
По словам господина Кузнецова, сейчас сломанный лифт продолжает функционировать. Правда, управляющая компания и организация, занимающаяся обслуживанием лифтового оборудования, ограничили грузоподъемность с паспортных 1000 килограммов до 500.
— Лифт подвешен на нескольких канатах, — рассказала V1.RU генеральный директор ООО «УК «ТЭРА»» Елена Чеботарева. — Один из них вышел из строя. Организация, обслуживающая лифты, после обследования уточнила, что канаты по одному не меняются, и если вышел из строя один, то замене подлежат все. А работы по замене всех подвесных канатов относятся к работам капитального характера и не входят в работы по содержанию и ремонту общего имущества. Выполнить работы за счет средств, собранных на капитальный ремонт дома — тоже невозможно — средства аккумулируются на счету фонда капитального ремонта, а не на спецсчете. В этом случае было бы возможно на основании решения общего собрания собственников выделить часть средств на ремонт подъемников.
В организации, занимающейся эксплуатацией лифтов этого дома, уточнили, что оба лифта в этом доме были проблемными, однако один лифт уже пущен в эксплуатацию, второй готовится к остановке на ремонт:
— На пассажирском лифте вышел из строя частотный преобразователь, — рассказали V1.RU в ООО «Волгарь Плюс». — Предположительная причина — короткое замыкание вследствие перепадов напряжения. Стоимость работ по ремонту лифта составила более 130 тысяч рублей. Здесь хотелось бы отметить оперативную работу управляющей компании, которая оплатила полную стоимость ремонта. На грузопассажирском лифте произошел обрыв пряди одного из пяти канатов, которыми кабина приводится в движение.
После того, как мы установили новый частотный преобразователь, было принято решение немного «погонять» лифт, чтобы понять, как он себя ведет после нескольких недель простоя. Как только мы убедимся, что он работает нормально, тут же приступим к работам по замене канатов на грузопассажирском лифте. Канаты уже закуплены, работы займут два-три дня.
По мнению механиков, причина обрыва пряди каната кроется в производственном браке, допущенном при изготовлении каната, либо же в особенностях конструкций конкретного лифта — там применена полиспастная подвеска кабины через несколько дополнительных блоков. Это с одной стороны позволяет применить менее мощный двигатель привода, но с другой — способствует более быстрому выходу из строя тросов подвески кабины. При этом в «Волгарь Плюс» уверили, что даже обрыв поврежденного каната не вызовет возникновение аварийной ситуации.
Однако на предприятии-производителе заверили, что канаты спокойно выхаживают и по 25 лет, при условии, что гарантийный срок лифта — 24 месяца с момента изготовления.
— Гарантийный срок эксплуатации лифта — 24 месяца с момента производства, — прокомментировали на Щербинском лифтостроительном заводе. — Канаты просто так не рвутся. Скорее всего, при монтаже лифта применялась сварка, капля раскаленного металла попала на канат, вызвала перегрев и последующее разрушение нитей. В любом случае, у лифта есть организация, которая регулярно следит за его работой, и если действительно имело место быть повреждение при монтаже, то нужно было обратиться за заменой троса. В обычном режиме и при правильном монтаже они выхаживают по 25 лет без каких-либо проблем.
Председатель ТСЖ «Краснополянская, 3» Игорь Вихорев уверен, что у управляющей компании, обслуживающей дом, было два выхода из сложившейся ситуации:
— Первый вариант — достаточно долгий. Управляющая компания останавливает вышедший из строя лифт, проводит процедуру общего собрания жильцов, и в случае, если будет получено необходимое количество голосов, начинает процесс сбора денег на ремонт. Как показывает практика, этот процесс может затянуться на достаточно долгое время, и все это время люди будут ходить пешком.
Есть и второй путь, по которому, скорее всего, и пошла управляющая компания. Каждый дом собирает определенное количество денег на содержание и ремонт общего имущества. В силу того, что дом еще достаточно новый и находится на гарантии, наверняка есть некоторые работы, за которые оплата не производится, но они производятся в рамках гарантийных обязательств. Вполне возможно, что этих денег хватило на то, чтобы оплатить ремонт лифтов. Если получится их вернуть, собрав с жителей, — это хорошо.