В Волгограде в буквальном смысле слова остался без крыши объект культурного наследия. Бригада рабочих за несколько дней демонтировала крышу и окна, однако сейчас работы остановлены по требованию соответствующего комитета администрации Волгоградской области. Краеведы опасаются за дальнейшую судьбу здания, полагая, что оно может быть безвозвратно утеряно, однако общественники уверяют, что новый собственник здания был неприятно удивлен, узнав об особом статусе постройки, и сейчас готовит все необходимые документы для того, чтобы работы шли в соответствии с законом. Сам же собственник заявил, что намерен судиться с Росимуществом, по вине которого понес убытки и не может вернуть объекту хотя бы крышу, защитив его от осадков.
На удручающее состояние здания обратил внимание волгоградский краевед Роман Шкода. По его словам, у дома сейчас полностью разобрана крыша и демонтированы рамы. Внутри, по словам краеведа, тоже ситуация печальная.
— Крыши у здания нет совсем, — уточняет Роман Шкода. — Материал, который остался от разобранной крыши, сложили здесь же. Наверное, это сделано специально, чтобы заблокировать вход. Но зачем блокировать двери, если внутрь можно проникнуть через оконные проемы? То ли здание демонтируют, то ли ремонтируют, то ли реставрируют — непонятно. Будем надеяться, что те работы, которые здесь ведутся, пойдут во благо, и дом будет восстановлен, а не разрушен.
По данным краеведа, в начале двухтысячных годов здесь располагалось ЖЭУ. Позже здание использовалось как подсобное помещение треста МУП Дормостстрой. Сейчас же у здания новый собственник, который начал его приспосабливать под свои нужды.
— Разбирать здание начали в конце октября, — рассказал V1.RU руководитель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерий Котельников. — Местные жители позвонили мне, я туда вышел и сразу же написал в комитет госохраны. Его сотрудники тоже сходили на место, потом вызвали собственника на разговор.
По словам Валерия Котельникова, новый собственник выкупил это здание, не зная, что оно является выявленным памятником архитектуры. Соответствующих обременений на здание тоже наложено не было.
— Я так понимаю, это недочет комитета. Еще два года назад они должны были поставить в известность Росреестр, что это вновь выявленный памятник. — уточнил Котельников. — Этого сделано не было. Сейчас работы остановлены, готовится проектная документация, чтобы все было по закону.
Согласно данным из открытых источников, в 2018 году здание, принадлежавшее по праву собственности муниципальному казенному предприятию «Трест ДМС», было выставлено территориальным управлением Росимущества на торги с начальной ценой 1 021 000 рублей без учета НДС. В документации к торгам отмечалось, что на нем лежит обременение в виде запрета на совершение регистрационных действий. На торги дом выставлен на основании постановления о продаже арестованного имущества, датированного 26 июля 2017 года. Документ был подготовлен межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Волгоградской области.
По данным Росреестра, здание площадью 180 квадратных метров находится в частной собственности. Кадастровая стоимость объекта составляет всего 116 488 рублей. Свидетельство о праве собственности выдано 6 декабря 2018 года.
Новым собственником здания стал индивидуальный предприниматель Иван Кирсанов, зарегистрированный в налоговых органах 14 июня 2018 года. Основной вид деятельности микропредприятия — аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом. Предприниматель уже заявил, что намерен судиться с Росимуществом.
— Когда я купил это здание, то на нем не было никаких ограничений, — рассказал V1.RU индивидуальный предприниматель. — Мы даже сделали запрос в комитет охраны объектов культурного наследия. Там тоже ответили, что дом не является объектом культурного наследия. Мы зашли на объект, начали его приводить в порядок, и вдруг выяснилось, что у дома все-таки особый статус. Все дело в том, что по документам, по которым дом выставлялся на торги, у него адрес улица Рабоче-Крестьянская, 39а. Но у этого же дома как у памятника архитектуры адрес улица Краснослободская, 20. Естественно, сейчас все работы остановлены. Мы намерены действовать исключительно в рамках закона, поэтому ищем организацию, которая бы имела право работать с подобными объектами и выполнила бы проект консервации здания, затем — аналогичную подрядную организацию, которая бы выполнила строительные работы. А затем будем разбираться с Росимуществом и выяснять, как так получилось. Сейчас мы не можем даже крышу вернуть на место, поскольку нет проектной документации.
— К слову, здание мы купили в достаточно плачевном состоянии. Там не было половины крыши, окон, его облюбовали бомжи. Поэтому мы изначально хотели привести здание в более-менее цивилизованный вид, а уж потом определяться с его дальнейшим использованием. По документам земля имеет статус коммерческой недвижимости, но так далеко мы пока не загадываем. Мы сами обеспокоены сложившейся ситуацией, и хочется все довести до логического, законного завершения.
V1.RU направил запрос в Комитет по охране объектов культурного наследия Волгоградской области с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию, однако на момент публикации материала ответа на него не получил.