14 семей, купивших квартиры в многоквартирном доме по Аракской, 44, могут по решению суда лишиться крыши над головой и разобрать дом за свой счет. Такое решение вынес Дзержинский районный суд Волгограда, признав дом самовольно построенным и подлежащим сносу. Жители дома уже подали апелляцию и требуют привлечь в процесс инстанции, которые оформили право собственности на недвижимость и разрешили прописать в самострое несовершеннолетних детей.
— Наш дом был построен 19 лет назад Борисом и Людмилой Акуловыми, — рассказали V1.RU жители скандального дома. — С 2012 года Акуловы стали распродавать комнаты в трехэтажном доме, себе оставили весь третий этаж, а комнаты на первом и втором этаже продали нам, сделав в них отдельный санузел. Документы были оформлены как долевая собственность в доме, все договора купли-продажи были зарегистрированы официально в ВОРУ. При оформлении сделок купли-продажи органы государственного реестра тщательно, в течение недели проверяли законность и подлинность всей документации на дом и выдали всем официальные свидетельства о праве собственности на дом и на земельный участок, на котором он стоит.
По словам жителей, вскоре изменились строительные нормативы, и дом перестал соответствовать новым стандартам. Администрация Дзержинского района обратилась в суд с требованием выселить 14 собственников многоквартирного дома, невзирая на то, что там прописаны несовершеннолетние дети.
Суд первой инстанции жители проиграли. К тому же суд обязал жителей за свой счет снести самовольно построенное строение и взыскать с них расходы в виде стоимости судебных экспертиз.
— Мы законно приобрели нашу жилплощадь, на момент постройки дом соответствовал стандартам того времени, никто не предъявлял никаких требований, а сейчас почему-то наш дом хотят снести, — недоумевают жильцы. — Кроме того, в доме зарегистрированы несовершеннолетние, их выселение должно происходить с участием представителя органов опеки и попечительства в целях защиты жилищных прав несовершеннолетних. Отдел опеки в судебное заседание привлечен не был. Кроме того, суд, учитывая высокую стоимость строительных работ, не предоставил возможность устранить выявленные экспертизой нарушения и не предоставил для этого времени. По закону — не менее шести месяцев. Также судья отклонила прошение о привлечении органов Росреестра и миграционной службы для разъяснения сложившейся ситуации.
К слову, комната в 24 квадратных метра обошлась одному из покупателей в 950 тысяч рублей.
V1.RU побывал в покинутом людьми доме. «Автоматы» на электрощитках выключены. Дом открыт. Заходи, бери что хочешь. Из 14 квартир признаки жизни — истошный собачий лай — обнаружены лишь в квартире на первом этаже. Жильцы говорят, что из дома не съехал лишь один жилец. Газ тоже отрезан. Другого отопления в доме нет.
На стенах — развешаны объявления о том, что входную дверь необходимо закрывать на ключ, мусор выносить своевременно и не бросать в канализацию бумагу — засоряется. В общем коридоре на том, что должно быть прихожей, лежат несколько судебных извещений со сроком хранения писем до 16 февраля 2020 года.
Позиция администрации Дзержинского района изложена в решении суда. Районные власти указали, что разрешения на строительство многоквартирного дома на земле, предназначенной для индивидуального жилищного строительства, не выдавалось, а само здание построено с нарушением минимальных отступов от границ земельных участков и с превышением максимального процента застройки. Разрешения на ввод в эксплуатацию у застройщика тоже нет.
Перечисление нарушений, обнаруженных в ходе обследования дома, занимает несколько страниц. А для того, чтобы в нем можно было безопасно жить, нужно поменять деревянные лестницы на бетонные или металлические, обработать стропила и обрешетку крыши огнезащитными составами, перенавесить двери тамбуров, чтобы они открывались по ходу эвакуации, между соседними участками построить несгораемый забор высотой 2,5 метра, перенести котельную из цокольного помещения, установить распашные решетки взамен глухих, оборудовать линии электроснабжения устройствами защитного отключения и предоставить технический отчет электролаборатории, подтверждающей безопасность проводки в доме.
— Очевидно, что для устранения объема выявленных нарушений потребуются значительные материальные затраты, нести которые присутствовавшие в судебном заседании ответчики отказались, — говорится в решении суда. — Более того, в судебном заседании обсуждался вопрос о проведении мероприятий по устранению очевидных недостатков и нарушений собственниками здания хотя бы в период рассмотрения спора в суде (с марта 2019 года), на что ответчики пояснили, что недостатки не устранялись. Также очевидно, что при выполнении всего комплекса рекомендуемых изменений для привидения объекта в соответствие с требованиями закона могут существенно измениться технические характеристики здания, что поставит под сомнение механическую безопасность объекта.
Впрочем, архитекторы полагают, что требования, предъявленные судом к дому, вполне выполнимы:
— Перевесить двери — вообще не проблема. Главное — учесть, чтобы их перенавеска не сужала путь эвакуации. Обработать стропила и обрешетку — по большому счету один день работы, — размышляет архитектор Александр Буров. — Сложнее будет с лестницами и выносом котельной. Для котельной нужен будет новый проект, но при этом найти помещение на первом этаже или пристроить новое, думается, не сложно. Что же касается лестниц, то это, пожалуй, будет наиболее сложным этапом. Самый простой вариант — наборная лестница по металлическим косоурам, при условии, что высота этажа и размер лестничной клетки рассчитаны под стандартный шаг ступеней. Можно сделать и металлическую лестницу, но ее тоже нужно обрабатывать огнезащитным составом.
Платить за это должен тот, кто все это построил и каким-то образом узаконил, используя лазейки в законе, а потом от этого страдают все.