Собственники квартир в новом жилом комплексе «Бастион» в Дзержинском районе Волгограда жалуются на вечно затопленную подземную парковку и попытки застройщика скинуть с себя ответственность по ее обслуживанию. По словам жильцов, паркинг имеет ряд серьезных недочетов, но сдается как обособленное сооружение, не относящееся к жилому комплексу, а значит, и обслуживать его застройщик не обязан. При этом в договоре эта информация не указана.
—У нас сдается от застройщика парковка, и мы, как собственники машино-мест, обеспокоены двумя вопросами, — рассказал житель ЖК «Бастион» Александр Недуров. — Во-первых, паркинг сдается как обособленное сооружение, а не часть жилого комплекса, и, соответственно, не входит в общедомовое имущество многоквартирного дома. Когда сдача происходит таким образом, обслуживание, содержание и сопровождение парковки ложится на плечи собственников машино-мест. Грубо говоря, все дальнейшие беды, связанные с обслуживанием, лягут на нас. Хотя ни в договорах, ни в других документах информации об этом застройщик не предоставлял. Второй вопрос, который беспокоит нас больше всего, — это ужасное состояние самой парковки. Экспертизой мы пока не занимались, но проблемы видны невооруженным глазом. Есть места, где вода течет прямо с потолков через швы. Лужи стоят даже в жаркую засушливую погоду. Непонятно, кто и как эту парковку принимал в таком состоянии. Из-за сырости местами уже появляется грибок.
Разрешение на строительство жилого комплекса «Бастион» на бульваре им. 30-летия Победы в Дзержинском районе Волгограда городская администрация выдала ООО «Строительная компания "Пересвет-Юг"» 24 декабря 2015 года. В состав ЖК входит два многоквартирных дома переменной этажности от 19 до 24 этажей и подземная автостоянка на 253 машино-места. Первый дом введен в эксплуатацию в декабре 2019 года, второй — в декабре 2020-го, подземный паркинг — в июне 2021 года. Сейчас застройщиком числится компания ООО «Специализированный застройщик "Бастион"», которое, к слову, находится в состоянии ликвидации.
— «Пересвет-Юг» передал этот объект другому застройщику — своей дочерней компании, которая называется «Специализированный застройщик "Бастион"», — рассказали обеспокоенные владельцы машино-мест. — И эта фирма находится в состоянии ликвидации. Мы прекрасно понимаем, что они это делают, чтобы потом уже никому нельзя было предъявлять претензии. Сейчас парковка введена в эксплуатацию. И вроде бы с ней все должно быть хорошо. Мы хотим провести строительную экспертизу, но там до сих пор везде течет вода, а какие-то рабочие пытаются замазать протекающие швы.
По словам собственников, в мае, за месяц до ввода паркинга в эксплуатацию, вода стояла по щиколотку практически на всей территории стоянки.
— Сейчас осадков нет, стоит жара, поэтому паркинг практически высох, хотя местами до сих пор есть течи, — рассказал корреспонденту V1.RU собственник Алексей. — Возможно, протекают грунтовые воды или вода от полива газона наверху. И хотя многие проблемные места замазали, вода ищет себе новые пути. Скорее всего, осенью здесь снова будет потоп.
Отдельное недоумение у жителей «Бастиона» вызывает тот факт, что через паркинг проходят все основные коммуникации комплекса. Кто будет их обслуживать, если паркинг будет обособленным объектом, пока непонятно.
— Все коммуникации — электричество, водопровод, отопление, вентиляция — все проложено через паркинг, но при этом он не является частью ЖК. Как это возможно? — задался вопросом собственник машино-места Алексей. — А главное, непонятно, кто будет отвечать за ремонт коммуникаций? К примеру, прорвет трубу в паркинге. УК скажет, что паркинг не обслуживает, и без воды останется весь дом? Скорее всего, будем подавать в суд.
В пресс-службе компании «Пересвет-Юг» подтвердили, что застройщиком жилого комплекса официально числится «Специализированный застройщик "Бастион"», недочеты в сданном паркинге тоже не отрицали, но заверили, что они незначительны и устраняются в плановом режиме. Что касается постановки объекта на кадастровый учет, то его осуществляет не застройщик, а мэрия в рамках законодательства. Кроме того, отдельная эксплуатация подземной стоянки, по словам застройщика, это инициатива самих жильцов.
— Учитывая особенность кадастрового учета жилых и нежилых зданий, предусмотренную подзаконными нормативными актами, а также этапность строительства ЖК «Бастион», муниципалитет присвоил подземной автостоянке самостоятельный кадастровый номер, — рассказали в пресс-службе застройщика. — Способ обслуживания подземной автостоянки определяется в том числе собственниками машино-мест. Ряд граждан — собственников жилых помещений в ЖК «Бастион» выступили за раздельную эксплуатацию жилых домов и паркинга, поскольку не хотят, чтобы бремя по содержанию мест общего пользования подземной автостоянки распределялось на собственников квартир, которые не являются собственниками машино-мест в паркинге. На наш взгляд, это справедливо. Окончательный способ управления подземным паркингом будет определен по результатам голосования.
Председатель ТСЖ «Краснополянская, 3» Игорь Вихорев уверен, что паркинг должен быть в общедолевой собственности, а решение об этом должно быть принято на общем собрании:
— В первую очередь нужно изучать договор. Там прописано, что человек покупает, — рассказал Игорь Вихорев. — Вот если в этих договорах про подземный паркинг ничего не сказано, тогда нужно смотреть, проходят ли через него инженерные коммуникации. Если он оформлялся как отдельный объект, значит, там не должно быть никаких инженерных коммуникаций, которые идут в помещения двух и более собственников. Трубы могут проходить, но не должно быть никаких вентилей и устройств, с помощью которых можно отключить какой-либо ресурс: воду, отопление, свет и прочее. Если такое там есть, то паркинг не может быть отдельным объектом, такое помещение должно быть только в общей долевой собственности. Если все же паркинг — это отдельный объект, то собственникам в обязательном порядке придется создавать товарищество собственников недвижимости. Обязательно нужно юридическое лицо, а это может затянуться на много лет. Кто-то один должен взять на себя ответственность, организовать жителей, через общее собрание принять решение о том, чтобы этот паркинг взять в общую долевую собственность. Причем проголосовать "за" должен каждый, а не две трети собственников. Каждый должен быть согласен, а такого никогда не будет. Это всё утопия.
Технический директор проектно-изыскательного института «Волгагражданпроект» Игорь Шкопинский видит причину потопов в паркинге в некорректных геологических изысканиях или в излишней экономии при строительстве. По мнению эксперта, замазыванием швов воду не остановить. Впрочем, при желании проблему все еще можно решить.
— По всей видимости, вода течет из подземного водонесущего слоя, — рассказал Игорь Шкопинский. — Чтобы определить уровень грунтовых вод, в проекте должны были предварительно провести геологические, гидрометеорологические и многие другие изыскания. Нужно было сделать срез почвы, определить наличие грунтовых вод, отследить, где и как вода скапливается на застраиваемом участке, куда уходит ливневая вода. Исследования наверняка проводились, но вопрос к их качеству, а также к экспертизе. Проектировщики должны были сделать соответствующую гидрозащиту, ливневую канализацию, где возможно отвести воду. Разумеется, это ведет к определенному удорожанию проекта. Сейчас замазывать щели бесполезно, вода никуда не денется. Раскапывать парковку нет необходимости. Можно сделать гидроизоляцию методом инъекции. В определенные места прямо под землю как шприцем нагнетается слой специального гидроизоляционного материала. Но для этого, конечно, нужны дополнительные изыскания и отдельный проект.