Золотые унитазы в доме у главного гаишника региона, гранитные блоки с Аллеи Героев на даче председателя областного суда — современная Россия знает много историй, когда в жилище известных и состоятельных людей обнаруживают самые неожиданные предметы роскоши. Но можете ли вы себе представить, что мраморные и гранитные плиты с музея-панорамы «Сталинградская битва» в Волгограде могут оказаться в туалете у генерала казачьих войск? А сам он при этом будет величать себя меценатом, почетным гражданином, героем России, труда, а также академиком Академии общественных наук РАН? В этом материале разберемся, откуда в коттедже у сына знаменитого волгоградского строителя оказались советские мраморные и гранитные плиты.
Чистосердечное признание
Накануне в редакцию V1.RU поступило анонимное письмо от мужчины, который представился Олегом. Он взял на себя ответственность за хищение мраморных и гранитных плит с фонтана у музея-панорамы «Сталинградская битва». По его словам, всё это происходило в середине 90-х. Публикуем письмо анонимного автора (орфография и пунктуация автора сохранены. — Прим. ред.):
«Здравствуйте уважаемые журналисты. Меня зовут Олег, в конце 90-х годов я работал водителем в Консорциуме "Универсалстрой", возил руководство. Наш офис как сейчас говорят находился на улице 13й Гвардейской, рядом с музеем "Сталинградская Битва". Я прочитал эту статью в вашем издании и вы знаете меня замучила совесть, потому что я имел отношение к этому вандализму и варварству — разрушения этого фонтана около музея Сталинградской битвы! Я и мои товарищи на работе отдирали облицовку с этого фонтана, мрамор, гранит, так же мы отдирали и вывозили мрамор с самого музея Сталинградской битвы, белый который был на лестницах, а так же гранитные или мраморные плиты (я не разбираюсь) красного и темного цвета с парапета перед музеем, как смотреть на реку Волгу, на фонтане был такой же примерно. Делали мы это по ночам, тогда не было охраны там толком и видеонаблюдения. Очень долго там зияли проплешины и дыры и сейчас видно место где заменили потом. А делали мы это по указанию приказам одного человека — Артемова Игоря, Игоря Герасимовича, его отец был там самый главный и заслуженный строитель, а Игорь его заместитель или кто я уже не помню, но он всеми командовал, именно Игорь и заставлял нас это делать! Сам отец ничего не знал, а мы делали и молчали потому что боялись потерять работу и у Игоря Герасимовича был тяжелый нрав. Этот мрамор мы вывозили в Капустную балку, в Кировском районе, там Игорь строил коттеджный поселок и себе тоже дома. Складировали там. Игорь Герасимович бахвалился что говорил отцу что купил этот мрамор и гранит, а контора расплачивалась с ним деньгами. Этот мрамор шел на отделку коттеджей богатых людей потом, и часть Игорь клал в своем доме!!! Так же мы вывезли мрамор с Кировской набережной и с фонтана в Красноармейском районе Волгограда, так же было много снято облицовки дорогого камня с памятников героям войны по всему городу, мрамор, гранит, красный, черный, белый и другой всякий. Недавно я смотрел объявления о продаже домов и наткнулся на этот дом Игоря Герасимовича, меня возмутило это кощунство, он отделал себе этим ворованным мрамором и гранитом даже извините сортир! И другие помещения в доме судя по фотографиям в объявлении. Было еще объявление в интернете, но сейчас оно удалено, но я сделал скрин и вам пришлю если нужно? Если сейчас такая ситуация и я считаю что нужно обязательно восстановить этот фонтан около музея героям сталинградской битвы, героям войны, то нужно это сделать за счет Игоря Герасимовича Артемова! Который судя по интернету числится казачьим генералом и каким то деятелем великим! Это не правда! Я прошу вас уважаемые журналисты напечатать об этом. Его нужно привлечь к уголовной и моральной ответственности! Мне очень стыдно, что я был там тогда и промолчал, сейчас моя судьба сложилась сложно и наверное я не смогу назвать свою фамилию, но все, что я написал это чистая правда!
С Уважением к вам, Олег!»
Журналистам не удалось установить, кто именно является отправителем письма, а также связаться с ним. На момент публикации письмо редакции, адресованное анониму, осталось без ответа.
Однако в подтверждение своих слов мужчина прикрепил к письму ссылку на объявление по продаже того самого дома. На некоторых фотографиях, сделанных либо хозяевами, либо риелторами, невооруженным глазом видно сходство между то ли мрамором, то ли гранитом на полу комнат, остатки которого сегодня можно наблюдать на том самом фонтане у музея-панорамы, а также ряде знаковых городских объектов, построенных или восстановленных во второй половине прошлого века — в ЦУМе, музеях, доме Офицеров и других, ставших символическим напоминанием о погибших защитниках Сталинграда.
Совпали также виды коттеджа, о котором говорил мужчина в своем письме, и коттеджа, который продают в Капустной балке Кировского района. По данным из открытых источников, его пытаются реализовать уже более пяти лет. При этом за всё это время цена не сильно изменялась и остается на уровне 20 миллионов рублей.
Цыганское барокко или дичь-архитектура
Чтобы проверить слова мужчины и увидеть своими глазами тот самый туалет с гранитным полом, журналист V1.RU как представитель потенциального покупателя напросился на просмотр дома.
По данным из открытых источников, участком и, соответственно, домом в разное время владели внук знаменитого волгоградского строителя Герасима Артемова, его вышеупомянутый сын, а также сноха — Клавдия Артемова. Именно она в сопровождении риелтора и своего сына (внука строителя) встретила журналиста (представителя покупателя). В ходе диалога Клавдия Артемова подтвердила родство с Герасимом Ивановичем.
Женщина сразу отметила, что дом никогда не использовался в качестве постоянного жилища. Газа в нем нет, но есть вода и электричество. Здание окружено высоченным забором. На первом этаже расположен отопительный котел, гараж, сауна, бассейн, а также комната отдыха с барной стойкой. Рядом видим тот самый туалет с плиткой, составленной из белого мрамора и других подобных же материалов. Но дальше — больше.
Сделав вид, что нас ничего не удивило, поднимаемся на второй этаж. Уже на лестнице видим полированный красный гранит, чрезвычайно похожий на плиты, которые использовались в том числе в облицовке у музея-панорамы. На втором этаже пол сделан из точно такой же плитки, однако она имеет более прямоугольный геометрический вид и выглядит гораздо свежее.
На стене большой комнаты висит множество фотографий, на которых изображены ученый-зоолог, а также ведущий программы «В мире животных» Николай Дроздов, сын Герасима Артемова — Игорь Артемов и другие мужчины с важными лицами. Все они изображены либо в костюмах, либо казачьих кителях, либо в плащах, напоминающих одежду крестоносцев. На одном из снимков Игорь Артемов и вовсе стоит в доспехах.
На вопрос о том, откуда в доме такие мраморные и гранитные плиты, показывающая дом без задней мысли отвечает — своровали.
— Это остатки. Всё, что разворовывалось после улицы Хользунова, знаете? Вот Герасим Иванович всю ее построил, — сообщила Клавдия Артемова. — В Кировском районе была база строительных материалов у них. Дом строился в 90-е годы. 94-й, 95-й год. Ничего не выбрасывалось на мусорку. Сейчас приедешь на свалку, а там и гранит лежит, и всё прочее. А здесь каждую плиточку складывали, и она потом пригодилась.
По словам владелицы здания, этот, а также многие другие, расположенные рядом дома, в свое время построил ее супруг — Игорь Артемов. Но большую часть домов они уже продали, остался этот и еще несколько.
Минуя комнату с кучей фотографий, мы попадаем в огромную залу, где, по словам женщины, ее супруг Игорь Артемов проводил собрания меценатов и рыцарей ордена святого Константина Великого. Потолки здесь — метров восемь в высоту, а то и все десять. И это неспроста — в центре комнаты стоит огромная статуя ангела. На окне висит ткань для проектора, на которой расположено множество государственных флагов разных стран мира. На поручнях выступа со следующего этажа расположили флаг казачества, а также множество щитов с неизвестными гербами.
Потолок усыпан диско-шарами, а также профессиональными приборами освещения, как в ночных клубах, театрах или концертных залах. В центре комнаты расположены несколько столов, ориентированные на статую ангела, а на них стоят стулья.
На одной из стен висит бюст Игоря Артемова с подписью «Заслуженный меценат России. Герой труда». Рядом висит увеличенная копия государственной награды — звезды Героя России. Корреспондент поинтересовался, кто в этом доме был удостоен такого звания. Четкого ответа Клавдия Артемова не дала, сказав, что звезда висит здесь просто так.
— Если штурвал рядом висит, это не значит, что мой муж моряк, — отметила Клавдия Артемова, указав на огромный штурвал, висящий на стене.
Не задержаться в еще одной комнате на третьем этаже было просто невозможно. Ярко-красные стены с барельефами, одетый в казака манекен, множество грамот, икон, флагов, железных мечей и подсвечников создают образ эдакого алтаря то ли казаков, то ли рыцарей. А в центре комнаты расположился герб того самого ордена святого Константина Великого.
— В этой комнате проходило посвящение в рыцари. В православные рыцари. Приходил батюшка, благословлял их — рыцарей, которые помогают людям неимущим.
Далее мы заходим еще в один туалет с полом из материалов, чрезвычайно напоминающих советский полированный мрамор. После увеличенной копии звезды Героя России, огромной статуи ангела, пола в туалете из гранита, а также комнаты для посвящения в рыцари смотреть в доме было действительно нечего, поэтому с кучей фотографий, эмоций и новых вопросов корреспондент покинул дом.
Почетный гражданин и Герой России
Судя по окружающим зданиям, многие стоящие рядом дома строились по типовому проекту. И даже в них заметны элементы, чрезвычайно напоминающие советский мрамор или гранит. У одного дома из похожих на эти материалы элементов выполнена облицовка фасада, а где-то даже клумбы огорожены похожим камнем.
Позже корреспонденты V1.RU позвонили владелице дома и уже открыто спросили, насколько правдива история анонима, обратившегося в редакцию.
— Всё это неправда, — отрезала Клавдия Артемова. — Глупости вы говорите. Мой муж не руководил никакой фирмой. Ерунда всё это. Я первый раз слышу эту историю.
Связаться с Игорем Артемовым журналистам V1.RU не удалось. По данным из открытых источников, Игорь Артемов действительно был соучредителем некоммерческого партнерства «Волгоградская региональная благотворительная организация "Орден Константина Великого"». В список его основателей также вписаны бывший глава Краснооктябрьского района Геннадий Томарев, крупные волгоградские застройщики братья Назаровы, известный бизнесмен Михаил Старовойтов и даже бывший губернатор Волгограда Иван Шабунин. Руководителем партнерства, или, как указано в ЕГРЮЛ, «приором», был сам архитектор Герасим Артемов.
Был Игорь Герасимович и членом союза казаков-воинов России и зарубежья, и учредителем научно-производственного объединения «Синтез». Из действующих юрлиц на его имя сейчас открыто только ИП с основным видом деятельности «аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом». Однако в замке Капустной балки есть множество буклетов и коллажей того самого ордена Константина Великого, в которых Игорь Герасимов подписан как «Почетный гражданин и Герой России, генерал казачьих войск, видный общественный деятель, почетный академик Академии общественных наук РАН, лауреат премии "Добрый Ангел Мира" 2006 г., истинный патриот и миротворец» а также «кавалер ордена «Пламенеющее сердце» и генеральный директор ООО "Монолитжилстрой"».
«А был ли мальчик?»
По словам возглавлявшего в 90-е музей-панораму «Сталинградская битва» Бориса Усика, в годы руководства которого из музея были украдены, кстати, подаренные Сталинграду скульптуры Родена «Поцелуй» и «Ревность», никаких хищений гранита и мрамора в те времена не было. Впрочем, не исключено, что пожилого экс-руководителя уже несколько подводит память.
— Я сомневаюсь, что это правда, честно говоря. И что это было в 90-х. Конечно, рота вневедомственной охраны, которую в те времена возглавлял майор Владимир Стеганцев, несла службу круглосуточно, — утверждает Борис Усик. — Проникнуть к этому бассейну на глазах ходящих по кругу милиционеров кому-то вряд ли удалось. Игорь Артемов действительно занял здание, которое было передано под фонд работы с обманутыми вкладчиками наших первых финансовых пирамид. Когда Артемов работал, мне даже в голову не приходило, что он может что-то воровать.
— Человек, который пишет анонимку, должен понимать, что за этим должна быть конкретная обвинительная база и достоверность этого всего, — сообщил собеседник редакции. — Я вообще не замечал, что в 90-х фонтан кто-то обдирал. Он готовился к реставрации тогда. Даже разговора на тему воровства плитки не было. Это мне напоминает историю, когда председателя Волгоградского областного суда Михаила Короткова погнали за снятие гранитной плитки с Аллеи Героев. Это было поднято на уровень, кто-то написал об этом. Ну и Михаил Коротков написал заявление об увольнении по собственному желанию, потому что он якобы плитку с Аллеи Героев увез себе на дачу.
Впрочем, говоря про Михаила Короткова и гранит с Аллеи Героев, Борис Усик также либо лукавил, либо забыл. Ситуацией, когда почти 300 погонных метров гранита с Аллеи Героев оказались на даче председателя областного суда, занимался даже председатель СК России Александр Бастрыкин, который дошел до президиума Верховного суда, требуя дать согласие на возбуждение уголовного дела в отношении главного судьи региона.
Нынешний директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Дементьев признал, что не знает истории с облицовкой гранитом фонтана-аэратора на террасе у музея-панорамы, так как эти события происходили более 30 лет назад.
— Как я могу фантазировать и комментировать какие-то события 30-летней давности. Я даже не могу утверждать, что этот фонтан был облицован гранитом, — сообщил Алексей Дементьев. — Мрамор и гранит, которые в Волгограде использовались на всех стройках — от метрополитена до объектов замощения, они шли преимущественно с двух карьеров. Ничего странного нет в том, что материалы у музея-панорамы и в каком-то доме похожи. Я понимаю, если бы шла речь о каком-то уникальном музейном предмете, который можно было бы идентифицировать. А мы говорим о камне.
Более того, по словам директора музея, фонтан никогда не входил в комплекс объектов культурного наследия, да и фонтаном его можно назвать с натяжкой.
— У фонтана очень старая история. Он толком не работал. Его открыли в середине 80-х, он на тот момент уже имел проблемы, — отметил Алексей Дементьев. — Был ли там вообще гранит — музей такими сведениями не располагает. Он у нас даже сейчас на балансе не стоит как объект недвижимости. Объектом культурного наследия является комплекс зданий, фонтан туда никогда не входил. К сожалению, площадка снизу от музея долгие годы остается заброшенной. Благоустройство этого места — часть дорожной карты, которая в рамках поручения президента выполняется.
Депутат Волгоградской областной думы Александр Осипов, который в 90-е годы был известным журналистом, помнит совсем другую историю фонтана у музея-панорамы.
— Скажу больше и напомню, что в 1993 году в музее-панораме пытались сделать салон по продаже автомобилей Mercedes. Их даже выставили там. Прямо на первом этаже пантеона. Только благодаря нашей публикации их убрали оттуда. Можете представить себе тот ужас, который творился в те годы, — рассказал Александр Осипов. — Расхищать и отрывать плиты — это была стандартная процедура, которая продолжалась лет десять. Периодически срывали не только с фонтана, но и с бордюра, и со ступенек. Мне жители дома, который смотрит на панораму, постоянно звонили сначала как журналисту, потом как депутату. Плитку вешали, потом отрывали, потом снова вешали, потом снова отрывали. Мы регулярно видели отсутствие мрамора и гранита при визуальных осмотрах. Был такой хаос, с деноминацией, с потерей работы, что люди перли всё, чтобы выжить. Гвозди даже выдирали из железных дорог. Можно вспомнить демонтаж гранита на Аллее Героев, который перевезли на дачу к председателю областного суда Михаилу Короткову. В 90-х это вообще никого не удивляло.