Департамент градостроительства и архитектуры Волгограда начал отказывать волгоградцам в оформлении документов на перепланировку жилых помещений. В качестве основания для этого чиновники называют опубликованный обзор судебной практики, уверяя, что в нем всё написано максимально подробно и доходчиво. Зависло оформление документов на объединение квартир, дробление или слияние коммерческих площадей. В администрации Волгограда в свою очередь уверяют, что при правильно собранном пакете документов они просто не имеют права на отказ. Вот только собрать этот «правильный пакет» — что-то из области ненаучной фантастики.
Вопросы задавать в Верховный суд
Документ, на который ссылаются чиновники, называется «Обзор судебной практики по спорам, связанным с реконструкцией, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме», опубликованном 13 декабря прошлого года. В частности, чиновники ссылаются на пункты 5 и 6 документа, затрагивающие перепланировку жилых помещений.
К примеру, суд отказал в сохранении четырехкомнатной квартиры, полученной путем объединения трех квартир на первом этаже.
— Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что объединение трех отдельных квартир привело к реконструкции дома, а не к перепланировке помещения, поскольку увеличилась площадь дома, — говорится в решении суда. — Принимая во внимание, что собственники трех отдельных квартир до получения разрешения на реконструкцию объединили принадлежащие им помещения, при этом указанные работы изменили объект (дом) в целом, затронули несущие конструкции дома, относящиеся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома, однако согласие собственников помещение на реконструкцию дома получено не было, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Также суд отказал в удовлетворении требований еще одного гражданина, разделившего двухуровневую квартиру на два отдельных жилых помещения. Суд решил, что в результате проведенной работы получились две отдельных квартиры, при этом устройство дверного проема в несущей стене дома затронуло общее имущество собственников, а разделение одной квартиры на два самостоятельных жилых помещения свидетельствует об изменении параметров дома, что подпадает под понятие реконструкции.
Кроме того, в доме изменилось количество помещений, на что не было согласия ни собственников, ни уполномоченных органов.
Однако в каком городе были вынесены решения судов первой инстанции, в обзоре не говорится.
«Чтобы большие квартиры лучше продавались»
Председатель департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда Эдвин Петров косвенно подтвердил запрет, однако от более подробных комментариев отказался.
— Есть решение суда, датированное декабрем прошлого года. Там всё написано, читайте, — заявил господин Петров.
В администрации Волгограда дали более развернутый комментарий, заверив, что разрешения по-прежнему выдаются, однако в некоторых случаях обращаться нужно не в районные подразделения, а непосредственно в департамент.
— Понятие перепланировки четко прописано в Жилищном кодексе, а также в Обзоре судебной практики по спорам, связанны с реконструкцией, переустройством и перепланировкой помещений в МКД. Разрешение на перепланировку по-прежнему выдают администрации районов, — прокомментировали в мэрии. — Если же, например, речь идет об объединении или разъединении нескольких квартир, то в этом случае уже меняются характеристики многоквартирного жилого дома. И государство определяет этот процесс уже как реконструкцию жилого дома. Согласование данной процедуры проводят уже органы архитектуры, куда заявитель должен представить необходимый пакет документов, включая заключение экспертизы.
Собеседник, знакомый с рынком недвижимости и процедурой оформления документов, предположил, что первые, кого коснутся нововведения, — владельцы огромных квартир в двух или трех уровнях.
— Понятно, что квартиру площадью в 700 квадратных метров продать очень нелегко, — объяснил собеседник. — Поэтому и пытаются эти квартиры как-то дробить, превращать в более мелкие и продавать по частям. А это уже не реконструкция квартиры, а реконструкция дома, когда в нем внезапно появляется еще парочка квартир.
Риелторы предупреждают: согласовывать нужно любое изменение внутри помещения. Причем чем работ больше, тем процедура согласования сложнее.
— Всё зависит от того, находится ли нежилое помещение в жилом многоквартирном доме или является отдельно стоящим зданием. В нежилых помещениях в жилых многоквартирных домах собственник или арендатор с согласия собственника может осуществить перепланировку: поставить новые перегородки или снести старые легкие перегородки, выделить офисные места, только разработав в специализированной компании соответствующий проект, согласовав его в органах местного самоуправления, — считает директор Красноармейского центра недвижимости Александр Касаев. — Если он хочет снести какие-то ненесущие стены, это одно. Если же речь идет о переносе входа в другое место, изменении фасадной части дома и затрагивании несущих конструкций, то это уже будет считаться реконструкцией.
Для реконструкции необходимо согласие всех собственников всех помещений жилого дома.
. Причем сделать все это необходимо до того, как начнутся собственно работы, иначе можно сначала потратиться на реконструкцию помещения, а потом еще и на штрафы.
«Будут просто работать втихую»
Впрочем, есть и еще один вариант развития событий. Его озвучил один из предпринимателей, работающих на рынке арендной недвижимости.
— Всем понятно, для чего делаются подобные усложнения и ухищрения, — размышляет собеседник. — Есть бюджет, который нужно в условиях современных реалий как-то пополнять, а любой документ, любая справка у нас стоят денег. Понятно, если требования разумные, их будут соблюдать, но в данном случае, боюсь, перепланировка всё же будет делаться, но делаться тихо, без привлечения внимания и без согласований.
Больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь и читайте новости там, где удобно.