«Давай не на штрафстоянку? Обещаю, отремонтирую». Маршрутчик наклоняется к полицейскому и, что-то быстро тараторя, слышит окончательный вердикт: вызываем эвакуатор. Чем закончился рейд инспекторов и с какими нарушениями ездят волгоградские водители микроавтобусов, читайте в нашем репортаже.
Завидев целый десант полицейских, водители нескольких «Газелей», словно по щелчку пальцев, включают поворотник и уходят направо.
— Сейчас по сарафанному радио передадут, что у нас рейд, — улыбаются сотрудники ДПС.
Уставшие пассажиры в белом микроавтобусе с интересом выглядывают из окна, пытаясь понять причины вечернего ажиотажа на Второй Продольной. Пенсионерка в высокой шапке, как главный делегат от горожан, с ходу задает несколько вопросов: «А чего же вы утром не проверяете? Тут такая давка, что не протолкнешься и не вздохнешь».
— Самые значимые проблемы, из-за которых мы можем эвакуировать маршрутки на штрафстоянку, — тормозная система и рулевое управление, — рассказывают волгоградские госавтоинспекторы. — Если в салоне явный перегруз, то мы выписываем штраф на 500 рублей.
— Перед чемпионатом мира на дорогах стало меньше старых «Газелей», — уверены полицейские. — Очень многие отправились на штрафстоянку, где, впрочем, стоят до сих пор. Своих хозяев там ждут и иностранные микроавтобусы.
«Я подчиняюсь только полицейским»
На обочине включенными «аварийками» моргают три больших микроавтобуса. Волгоградцы приплясывают на месте, мечтая поскорее доехать домой, а водители неспешно достают пачки документов и неохотно открывают дверь в салон.
— Я уже показывал, — протестует автомобилист, поглядывающий на сгрудившихся в проходе пассажиров. — Вы вообще кто такие? Операторы что ли? Я буду подчиняться только полицейским.
— Слушай, тормоза у меня отличные, — с трудом маскируя акцент, внушает водитель другого микроавтобуса. — Хех, девушка, почему мне инспекторы не верят, а?
— Шеф, шеф. У меня меньше десяти людей в салоне. Я поехал уже, да? — энергичный автомобилист с файлом в руке бегает от одного полицейского к другому. — Отпускаете, да? Поехал же?
Мимо маршрутчиков с удивительным спектром эмоций проносятся их коллеги. Кажется, что за несколько секунд они успевают посочувствовать водителям, облегченно выдохнуть, а заодно прославить неведомые силы и приятеля, предупредившего о рейде.
— С 26 по 28 ноября Госавтоинспекция Волгограда проводит профилактический рейд, который охватывает все районы города, — рассказывает заместитель командира батальона Госавтоинспекции Волгограда Виталий Тройнин. — С начала года произошло 70 аварий с участием маршрутного транспорта. Основные виды — падение пассажиров, столкновение и наезд на пешехода. За три дня рейда мы привлекли к административной ответственности 27 водителей маршруток. За техническую неисправность водитель штраф в размере 500 рублей, должностное лицо, которое выпустило машину на линию — пять тысяч рублей, на юридическое лицо — тридцать тысяч.
«Только не на штрафстоянку»
К обочине прижимается пыльная «Газель» с табличкой «70а». Водитель в туго надвинутой кепке ищет документы и лишь со второго раза отвечает на все вопросы полицейского.
— У Вас подтекает гидроусилитель, — инспектор с фонариком в руках заглядывает под капот. — Вы отстраняетесь от управления. Ваша машина будет отправлена на штрафстоянку.
Автомобилист вытряхивает всю мелочь из маленького стаканчика и, сетуя на свое положение, выпускает из салона всех пассажиров.
— Давай не на штрафстоянку? Давай отремонтирую. Давай все сделаю, только не на штрафстоянку, — мужчина быстро тараторит слова. Рядом не унимается еще один молодой маршрутчик.
— Эх, объясните вы мне. Почему в автобусе могут стоять, а у меня не могут? Я 15 человек везу: он сейчас стоит, а потом сядет, — размахивая руками, объясняет молодой мужчина в спортивных трико. — Я не порчу вам настроение. Но автобусы же возят...
Встречая эвакуатор, водитель неохотно ровняет колеса, и отправленная на штрафстоянку машина медленно поднимается на «пьедестал». Угрюмый мужчина садится на пассажирское сиденье и на прощание еще раз обещает: «Отремонтируюсь».
Виктория Рындина