В Волгограде девять общественных организаций запустили кампанию «За велосипед!». Она предполагает выделение велосипедистам 5% из транспортного бюджета города и введение должности уполномоченного по правам велосипедистов в органах власти. 13 сентября известные общественники возмутились данными идеями, считая, что велосипедисты не имеют прав на часть бюджета, поскольку не вносят в него ни копейки.
— Мы запустили перед выборами общественную кампанию по развитию комфортной городской среды «За велосипед!», — рассказал корреспонденту V1.RU Михаил Соломонов. — Декларацию подписали девять общественных организаций: Союз велосипедистов Волгограда, «Федерация Велосипедного Спорта», «Союз архитекторов России», «Волгоградский Марафон», велоклубы «Орион» и «Орион-Рандоннеры», «Союз Комсомольских Поколений», «Хочу слышать», «Мне не всё равно! Волжский».
Общественник считает, что в Волгограде большое внимание уделяется дорогам, но мало другим транспортным сферам.
— В развитии городской транспортной среды есть заметные перекосы, чего быть не должно, — считает Михаил Соломонов. — Перекос идёт в сторону автомобильной инфраструктуры. Да, у нас делают безопасные качественные дороги, проезжие части и тротуары. Но только с этим мы категорически несогласны. Например, есть провалы в общественном транспорте, пешеходной инфраструктуре, про велосипедную раньше вообще не поднимался разговор. А на федеральном уровне уже есть документы, которые говорят, что это необходимо делать.
В декларации есть два пункта, вызвавшие обширные дискуссии.
— Не менее 5% от ежегодного автодорожного бюджета города и области, на финансирование дорог и парковок, следует направлять на велосипедные инициативы, — говорится в декларации. — Мы предлагаем каждому городу определить свою долю автодорожного бюджета, который будет направлен на развитие и популяризацию велосипедного транспорта, в частности на строительство велодорожек или велополос, установку велостоянок, проведение популяризирующих мероприятий среди велосипедистов, автомобилистов, школьников о пользе, удобстве и безопасности повседневных велосипедных поездок по городу, проведение кампаний по безопасности движения.
Инициаторы объяснили и обозначенную долю на улучшение велосети.
— Инициативы города по развитию велосипедного транспорта нуждаются в финансовой поддержке. По сравнению с любыми другими расходами на транспорт, эта сумма является невысокой и посильной для бюджета любого города, — отмечено в декларации. — Сумма именно в 5% появилась из анализа финансирования велоинфраструктуры в Волгограде в 2018 году. Её будет достаточно для создания связанной сети веломаршрутов.
Также общественники предлагают ввести в органы власти уполномоченного по правам велосипедиста.
— Предлагается ввести в составе исполнительной ветви власти должность городского уполномоченного по велосипедному транспорту с надлежащими полномочиями и обеспечить отбор на эту должность на конкурсной основе среди лиц, имеющих компетенции в сфере велосипедного движения, — указано в документе.
Общественники ещё до выборов предложили подписать декларацию кандидатам в депутаты Волгоградской областной думы.
— Мы направили 20–30 кандидатам от различных партий предложение подписать декларацию, чтобы понимать насколько они поддержат развитие городской среды и с кем нам можно будет взаимодействовать после выборов, — отметил Михаил Соломонов. — Документ уже подписали шесть человек, но остальные не отказали нам, а попросили вернуться к этому вопросу после выборов, сославшись на предвыборную занятость.
Михаил Соломонов считает, что определение пропорций в транспортном бюджете просто необходимо.
— У нас есть бюджет на транспортную инфраструктуру, но нет системного понимания сколько бюджетных средств тратится на то или иное направление, — говорит общественник. — Из-за этого мы не можем следить и контролировать системные изменения в конкретных сферах. Да нам нужен бюджет, если его не будет то не будет развития, как и если не будет конкретной статьи расходов на инфраструктуру. При этом нужно процентное соотношение. Сейчас все бюджетные средства в одной куче и не видно, что на что идёт. Например, если в Волгограде 1% велосипедистов, то на развитие велосреды стоит тратить 1% бюджета. Если 60% пешеходов, то соответственно столько должно идти на улучшение пешеходной инфраструктуры.
Автолюбители и общественники далеко не все позитивно отнеслись к идеи велосипедистов.
— Если велосипедисты хотят получать 5% из транспортного бюджета, то должны предложить реальные способы его пополнения городского бюджета со своей стороны, — считает редактор экономического издания «Волгапромэксперт» Сергей Жуков. — А то получается, что мы — автолюбители платим транспортный налог, который идёт на развитие нашей инфраструктуры, а велосипедисты не платят ничего. И они хотят за наш счёт решить свои проблемы, хотя дороги в Волгограде пока далеко не все отремонтированы.
Некоторые волгоградцы считают попытки общественников претендовать на бюджет откровенным выводом бюджетных средств на свои нужды.
— Дорожный фонд формируется водителями и всеми волгоградцами, которые пользуются услугами общественного транспорта, — отмечает эксперт «Общероссийского Народного Фронта» Эдгар Петросян. — Так как они покупают билеты, часть денег от продажи автоматически уходит в дорожный фонд в виде налогов.
Велосипедисты дорожный бюджет, по мнению эксперта, никак не пополняют.
— Так как велосипедисты не пользуются общественным транспортом, автомобилями, то ничего не платят в дорожный фонд, — сделал вывод Эдгар Петросян. — Почему должны быть выделения из бюджета средств тем, кто не платит в дорожный фонд, мне не понятно. Если будет введён дополнительный налог, где пешеходы и велосипедисты будут выплачивать дополнительные средства на дороги, тогда у них появится право на использование средств дорожного фонда. Иначе получается, что они хотят за счёт чужих людей решить свои вопросы и фактически залезть в чужой карман.