Поздним вечером из ворот троллейбусного парка выехал троллейбус. Он повернул налево и, не тормозя на остановках, доехал почти до конечной на Тулака… Нет, это не сюжет триллера. Это — начало целой операции, проведенной в ночь с 30 на 31 января сотрудниками МУП «Метроэлектротранс». Операции достаточно хлопотной, но необходимой — обследование контактной сети троллейбуса в Кировском и Советском районах Волгограда. V1.RU посмотрел, как это происходит.
Где-то вдалеке появились «мигалки» спецмашины троллейбусного парка — тяжелый грузовик КАМАЗ тянет за собой троллейбус ЗиУ, специально выделенный для проверки контактной сети. Машина своим ходом дошла до остановки «Фабрика "Царица"», затем её подцепили к тягачу и доставили на кольцо на улице Автомобилистов. К слову, по странному стечению обстоятельств для проверки состояния контактной сети была выбрана именно та машина, которая когда-то неторопливо возила пассажиров между конечными 18-го маршрута. Скорость движения состава невелика — около 30 километров в час. Но это как раз тот случай, когда скорость — не главное. Главное — безопасность.
Вот, наконец, конечная точка буксировки. Остановка «Обувная фабрика». Рабочие МУП «Метроэлектротранс» разматывают канаты, которые помогают поднимать и опускать токоприемники, и аккуратно, нежно устанавливают «башмаки» токоприемников на провода. Водитель в кабине щелкает тумблерами — загорается свет, и троллейбус «оживает». Пока машина накачивает воздух в пневмосистему, рабочие отцепляют его от грузовика.
Теперь самое время рассказать о том, для чего в Советский район пригнали троллейбус. Все дело в том, что контактная сеть на этом участке — действующая. Для того чтобы убедиться в ее полной исправности, несколько раз в год по маршруту проходит троллейбус в сопровождении машины техпомощи и спецмашины аварийной службы контактной сети. Техпомощь нужна на случай форс-мажоров, а специалисты службы энергохозяйства едут за троллейбусом, внимательно следя за тем, как ведут себя провода.
— Сегодня у нас запланирована обкатка контактной сети троллейбуса в Кировском и Советском районах, — вводит в курс дела главный инженер МУП «Метроэлектротранс» Антон Шитов. — Предварительно специалисты провели визуальный осмотр контактной сети, ее специальных частей и составных элементов. Кроме того, перед тем как пустить троллейбус, мы провели специальные испытания изоляции, питающих кабелей, дополнительно осмотрели оборудование тяговых подстанций. Сейчас троллейбус пройдет по маршруту, работники службы энергохозяйства поедут следом, осмотрят сеть и по итогу определят участки, которые потребуют дополнительного внимания.
Наконец троллейбус полностью освобожден и может ехать самостоятельно. Кортеж выглядит так: впереди машина техпомощи, за ней — собственно, троллейбус, старый добрый ЗиУ, выпущенный на заводе имени Урицкого в Энгельсе. Простой и безотказный, как автомат Калашникова. К тому же он лучше реагирует на условия, в которых приходится работать при обкатке линии. Более современные «Тролзы», получая сигнал о том, что между «башмаком» и токоприемником возникает электрическая дуга, отключает системы управления троллейбусом, защищая электронные «мозги» от скачков напряжения. В ЗиУ же — все механическое. Итак, в путь.
С первых же метров движения на землю сыпятся снопы искр. Оно и понятно — медные провода покрылись слоем окислов, которые сдираются накладками «башмаков». И тут очень многое зависит от мастерства водителя — он должен выбрать такую скорость, чтобы обеспечить максимальную безопасность движения, но при этом не повредить контактную сеть — электрическая дуга вполне может за несколько секунд пережечь контактный провод.
Собственно говоря, поэтому и время для испытаний выбрали такое — поздний вечер, когда поток машин по Второй продольной минимальный, а практически все светофоры переключились в желтый мигающий режим. «Фейерверк», который летит от токоприемников, конечно, лучше всего видеть вживую. Это зрелище воистину феерическое. Но при этом — совершенно допустимое.
Путь от кольца на улице Автомобилистов до кольца на улице Тополевой занял около 20 минут. Короткая остановка на осмотр и замену специальных вкладок в «башмаках» — и можно снова ехать в путь. А пока водитель занимается обслуживанием троллейбуса, суровые парни из службы энергохозяйства перешептываются между собой: «Сеть идеальная».
Троллейбус отправляется в обратный путь. Забегая вперед скажем, что все прошло успешно. Так, как и было запланировано. Контактная сеть находится в отличном состоянии, и при необходимости по ней можно хоть завтра запустить троллейбус. Правда, возвращать электротранспорт в Кировский район не планируется.
Пока. Что будет дальше — время покажет. Вполне возможно, что в относительно недалеком будущем сбудется мечта жителей Кировского района о продлении троллейбуса до центра города. Поживем, как говорится, увидим.