На прошлой неделе на площади Павших Борцов появилась новая разметка, которая вызвала массу недовольных комментариев среди водителей. Один из авторов новой разметки, велоактивист Михаил Соломонов, объяснил, почему вокруг памятника Александру Невскому появилась велодорожка и зачем на перекрестке улиц Мира и Гоголя нарисовали один из самых широких пешеходных переходов Волгограда.
— Изменения на площади Павших Борцов начались в 2018 году, когда там был обнаружен аварийно опасный участок, — говорит Михаил Соломонов. — Причем ни по данным департамента городского хозяйства, ни по данным ГИБДД, аварийно опасного участка дороги там не было. Хотя за год там сбили трех пешеходов. Мы предложили успокоить там движение с учетом интересов всех пользователей — пешеходов, велосипедистов и автомобилистов. Потому что в тот момент не было даже прохода через площадь Павших Борцов, а пешеходный переход упирался в парковку.
К разработке концепции, которую в итоге предложили департаменту городского хозяйства, привлекли специалистов-транспортников из Санкт-Петербурга и Лейпцига, они высказали свои идеи по улучшению схемы организации дорожного движения на площади, а все пожелания передали в департамент городского хозяйства. Так и появилась схема, обсуждение реализации которой началось с осени 2018 года. Впервые новая разметка на площади Павших Борцов появилась в мае 2019 года.
—Текущая схема в части организации движения автомобилей не изменилась вообще никак, — продолжает Михаил Соломонов. — За исключением тех выездов, которые в прошлом году сделали неудобными — выезд на Гоголя, поворот на Мира, пересечение улиц Гоголя и Мира. Они были явно неудобными, и мы как инициаторы об этом тоже говорили. Но в прошлом году эти неудачные моменты быстро демаркировали, и схема работала год. Та же, прошлогодняя, схема, которую предлагали мы, предусматривала расширение пешеходных зон, появление тротуаров, нарисованных краской. Но в процессе обсуждения ГИБДД выступила против размещения велополосы на кольце. Департамент городского хозяйства предложил альтернативу — разместить полосы так, чтобы велосипедисты спешивались. Но мы прекрасно понимаем, что велосипедисты будут нарушать и переезжать дорогу или вне пешеходного перехода, или по нему. В итоге приняли решение оставить площадь Павших Борцов вообще без велополос, а схему доработать.
По заверению Михаила Соломонова, новая схема успешно работала до тех пор, пока на асфальте была разметка. Как только краска стерлась, на площади Павших Борцов опять сбили пешехода.
— Еще были возмущения по поводу пешеходного перехода, — продолжает Михаил Соломонов. — Он раньше был ближе к улице Гоголя, потом его сместили ближе к центру. Это была инициатива ГИБДД. Но в итоге люди ходили и по старому переходу, и по новому. В этом году мы предложили сделать широкий переход, и пока люди тут совершенно не нарушают, переходя дорогу исключительно по пешеходному переходу. И это безусловный плюс. В этом году мы также сделали велосипедные полосы. Позволю себе процитировать Армена Оганесяна. Он сказал: «Ничего не мешает нам попробовать и посмотреть, как это будет работать». Согласились все, но департамент городского хозяйства настоял на том, чтобы при выезде с кольца приоритет был не у велосипеда, а у автомобиля.
Еще изменения — возможность заехать на парковку у главпочтамта со стороны улицы Мира. Раньше там была сплошная, а сейчас — разрыв и островок, который позволяет пропускать встречные машины, не задерживая попутные. Выезжать с этой парковки также можно как в сторону Краснознаменской, так и в сторону Комсомольской. Пешеходный переход на улице Гоголя, ведущий к магазину «МАН», освободили от машин, а сейчас активисты добиваются установки пандуса со стороны главпочтамта.
— Около НЭТа мы разместили парковку на въезде во внутренний двор со стороны Володарского, — продолжает рассказывать о нововведениях Михаил Соломонов. — Перед театром отделили небольшую театральную площадь, разметкой выделили место для парковки около Комсомольского сада. С этой парковки можно выезжать в обе стороны — и в сторону Коммунистической, и в сторону улицы Мира. На кольце добавили выезд в сторону улицы Володарского. На Аллее Героев, особенно в часы пик, всегда были пробки, задержки в движении транспорта до 15 минут. Новая же схема позволяет частному транспорту выезжать на проспект через улицу Володарского.
Кроме того, велоактивист добавил, что на улицах Мира и Володарского появилась парковочная разметка, а справа от нее — велодорожка:
— Сейчас на велополосе стоят машины, она никак не обозначена, но в дальнейшем, когда схему закончат, водители не смогут на ней парковаться, поскольку там будут резиновые столбики, которые будут помогать ориентироваться. И водителям будет удобно. И парковка будет, и велополоса будет функционировать. Никаких спорных моментов я не вижу, это общемировая практика. И мне непонятно мнение людей, которые по каким-то причинам выступают против этой инициативы, которая в том числе от меня поступила в администрацию. Ведь есть и другие мнения, есть люди, которые уверены, что условия для пешеходов на площади Павших Борцов значительно улучшились, которые считают, что движение на площади успокоилось и что велосипедисты получили возможность ехать по своим полосам, а не в общем потоке с машинами. Конечно, остались еще мелкие моменты, но они некритичны и никого не вводят в заблуждение, иначе я бы сам писал жалобы, я сам заинтересован, чтобы моя инициатива была выполнена качественно.
В администрации Волгограда уточнили, что все изменения направлены исключительно на обеспечение комфорта и безопасности всех участников дорожного движения, а перед нанесением разметка прошла обсуждение во всех профильных службах и инспекциях.
По инициативе представителей общественной организации «Союз велосипедистов Волгограда» на данном участке оборудована выделенная велодорожка. Для обеспечения безопасности участников движения она отделяется от проезжей части буферной зоной. В качестве буферной зоны на улице Мира от улицы Володарского до улицы Ленина используется парковочная площадка, на улице Мира от улицы Островского до улицы Володарского, на транспортном кольце вокруг памятника Александру Невскому и на улице Володарского от улицы Мира до входа в Комсомольский сад — островки безопасности.
Кроме того, увеличена площадь пешеходных пространств. В настоящее время ведется реконструкция сквера за храмом Александра Невского, в текущем году будет благоустроена пешеходная территория вдоль улицы Мира. Обновленные пространства в перспективе станут точками притяжения горожан и местом для проведения массовых мероприятий, в связи с чем здесь прогнозируется рост пешеходных потоков. С этой целью для удобства горожан и гостей города увеличена до двенадцати метров ширина пешеходного перехода от Аллеи Героев к площади Павших Борцов, а также организованы дополнительные островки безопасности на нерегулируемых пешеходных переходах по улицам Мира и Володарского.
Председатель регионального отделения «Движения автомобилистов России», член штаба ОНФ Армен Оганесян уверен, что новая разметка площади Павших Борцов готовит волгоградцев к тому, что скоро это место станет пешеходной зоной.
— Насколько я понимаю, уже к осени площадь Павших Борцов планируется сделать пешеходной, зоной отдыха. В итоге площадь Павших Борцов будет эдаким прямоугольником со сторонами по улицам Мира, Володарского, Гоголя. Памятник останется внутри, а те, кто будет ехать со стороны улицы Мира, будут объезжать его слева и поворачивать направо на Володарского. Там будет два перекрестка, верхний и нижний, два светофора, и всё нормализуется. Сейчас разметка сделана для того, чтобы люди привыкли, — считает Армен Оганесян. — При этом там есть и одно удобство, которое мне понравилось. Не нужно больше ехать до улицы Ленина и там разворачиваться, чтобы попасть на Володарского. Сделали съезд с круга. Но не совсем удобно ехать с Володарского в сторону Краснознаменской — нужно заезжать на круг. Очень многие ездят по старой привычке, не въезжая на кольцо. Следуя логике некоторых велоактивистов, которые говорят, что нужно делать пешеходные переходы там, где ходят люди, предположу, что и дороги нужно делать там, где ездят машины. Понятно, что всё это было сделано для того, чтобы внедрить на площадь Павших Борцов велосипедистов. Именно для этого сделали велодорожки, заштриховали в прошлом году правую полосу при выезде с Мира в сторону Коммунистической. Велодорожка — это хорошо, но парковку тоже никто не отменял. И если не будет альтернативы, то будут постоянные конфликты между водителями и велосипедистами. Я не знаю, кто от этого выиграет. Нельзя за счет одних делать инфраструктуру для других. Да, мир меняется, да, очень много людей хотят ездить на велосипедах. Но почему все велоактивисты так стремятся в центр? Ведь люди и в других районах живут. Я понимаю эту юношескую прыть велосипедистов, но нужно всё делать аргументированно. И не приводить в пример Нидерланды или Францию. Чтобы это можно было сделать, должны быть как минимум одинаковые условия жизни как по инфраструктуре, так и по ее уровню.