Летний сезон в Волгоградской области — традиционное время резкого увеличения трафика на трассах, проходящих с севера области на юг. Жители Урала и Сибири стремятся на юг, на Черное море. Особенность региона в том, что до моря остается всего чуть более 800 километров. Для человека, который в пути уже два-три дня, кажется, что море — вот оно, только руку протяни. К вечеру будем. Правая нога автоматически притапливает педаль акселератора, обгоны становятся всё рискованнее… И вдруг — полицейские мигалки и взмах жезла с требованием остановиться за нарушение ПДД. Поговорили с профессионалами и любителями и попробовали выяснить, насколько суровы волгоградские гаишники и можно ли с ними договориться.
Предупреждение и помощь
Основной дорогой, по которой «северяне» едут на юг, считается федеральная трасса Сызрань — Саратов — Волгоград. От границы с Саратовом до Волгограда около 200 километров, и всего один пост ДПС на въезде в Волгоград, у поселка Ерзовка. Еще несколько стационарных постов придется проехать уже за Волгоградом — на трассе А-260 Волгоград — Каменск-Шахтинский и на трассе Волгоград — Сальск. Остальные дороги с севера на юг контролируются мобильными патрулями. Которые, к слову, не только контролируют безопасность движения, но и готовы прийти на помощь водителям. Наглядный пример — ситуация с семьей из Башкирии.
Всё произошло в конце июня. Рано утром мимо экипажа ДПС в сторону Волгограда проехала иномарка с номерами Башкирии. Через несколько минут машина вернулась, а водитель и пассажирка срочно попросили помощи.
Как выяснилось позже, шестилетний ребенок семьи из Уфы неожиданно начал задыхаться и терять сознание. Родители сначала самостоятельно попытались привести его в чувство, но когда поняли, что их попытки ни к чему не приводят, вспомнили, что недавно проезжали полицейских, и решили обратиться за помощью к ним.
Полицейские отреагировали немедленно — они переложили ребенка на заднее сиденье патрульной машины и вызвали скорую помощь. Туда же села мать мальчика. Состояние ребенка требовало немедленных мер, поэтому полицейские решили везти его в больницу на патрульной машине. Дорога до Дубовской ЦРБ не заняла много времени. Всё это время инспекторы советовали женщине, что делать, чтобы мальчик не терял сознание.
В больнице ребенок пробыл сутки. Всё это время полицейские были на связи с родителями мальчика, выясняя, нужна ли им какая-то помощь, и интересуясь самочувствием ребенка. После того как врачи стабилизировали состояние ребенка и разрешили родителям забрать его из больницы, семья решила прервать отпуск и вернуться домой.
— Гаишники у нас нормальные, — рассказывает волгоградец Андрей. — Ездить по области приходится часто, и никогда не было остановки «просто так», проверить документы. Если тормозит — то, значит, есть за что. Важно осознать, что ты нарушил, и главное — вести себя с инспектором по-человечески. Из машины можно не выходить, если не требует инспектор, но поздороваться и пожелать доброго утра или дня — вам несложно, а инспектору приятно. Признался, раскаялся, пообещал больше так не делать — и, как правило, либо возвращают документы с пожеланием счастливого пути, либо выписывается какой-то минимальный штраф, который можно оплатить с дисконтом. «Договориться» за энную сумму предлагали только в Калмыкии. Каюсь, задумался, превысил скорость и попал на камеру. Особенно понравился диалог с инспектором из Калмыкии — он потребовал 300 рублей без протокола, объяснив, что республика бедная, а протокол по месту жительства может и не дойти. На мой вопрос о висящем в салоне регистраторе и предупреждении о фото-, видеофиксации он ответил гениальной фразой:
— Э, брат! Ты хороший человек, а для хороших людей запись не работает.
Это был первый и последний раз, когда приходилось «договариваться». Хотя бывал и в Татарии, и в Башкирии, и в Ростовской области, и в Краснодарском крае. Не нарушай — да не оштрафован будешь.
Нарушил — имей мужество ответить!
Водитель такси из Волгограда по имени Владимир вообще не видит смысла договариваться с инспекторами:
— Самое грубое нарушение у нас, насколько я знаю, это езда в нетрезвом состоянии, — размышляет волгоградец. — Но для меня это табу. Пьяным за руль не сажусь никогда. Хотя некоторых коллег ловили, и им даже удалось «договариваться». Сумма, как правило, начинается от 30 тысяч рублей, а верхняя граница неизвестна. Сказать по правде, смысла в этом я не вижу вообще. Сейчас ты договорился, через полчаса попал в аварию, пострадали люди — и здравствуй, тюрьма. Мелкие же нарушения, стоимостью от 500 до 1000 рублей, вообще не заслуживают того, чтобы унижаться. Нарушил — имей мужество ответить. Тем более у тебя есть целых 25 дней, чтобы оплатить штраф с 50% дисконтом. Кстати, хочу посоветовать тем, кто сейчас едет на юг, ехать через Котельниково. Да, придется немного потерпеть, есть там участки не очень хорошей дороги, но зато трасса пустая и гаишников нет.
Слова таксиста о возможности договориться подтверждает и еще один волгоградец, Александр:
— Каюсь, был случай, остановили с запахом, — рассказывает мужчина. — Спросили, что делать будем — протокол или договариваться. Спросил, что почем. В ответ показали растопыренную пятерню, мол, пять тысяч. Каждому. А их было пять человек. Отказался, в итоге полтора года походил пешком. Еще раз предлагали договориться, когда я купил машину, не переоформил ее и ехал без «прав». В области это было. Остановил и спрашивает: «Ну что же вы… "Прав" нет, машина не оформлена…». Предложил договориться, спросив, на какой передаче я буду ехать на скорости 100 километров в час. Ответил ему, что в таком случае поеду на задней передаче. А так вообще машина у меня вся тонированная, штраф за тонировку 500 рублей, но в случае остановки вопрос решается суммой в 250 рублей, вложенной в страховой полис. Некоторые берут, но всё чаще возвращают деньги и пишут протокол и представление.
Водитель-дальнобойщик из Самары Дмитрий жалуется только на посты весового контроля:
— Кого-кого, а гаишников у вас на дорогах вообще не видно, поэтому и давать некому, — улыбается мужчина. — А так — я грузился и на «Волме» в Советском районе, и в Красноармейский район ездил, и в Волжский — никто не тормозил. Может быть, потому что я работаю на транспортную компанию, и мы им просто не интересны, в отличие от дагестанцев и казахов. Те, по слухам, на каждом посту тенге дают, но это не только в Волгоградской области, но и на всех других трассах. А вот весовые у вас свирепые, особенно на М-6 в сторону Москвы, в Ветютнево, во Фроловском районе. Но и там действует стандартная такса — 500 рублей.
Следите за знаками
Самый простой совет, как свести к минимуму общение с сотрудниками полиции, дал Роман, профессиональный водитель из Волгограда:
—Да, еще несколько лет назад некоторые дорожные знаки действительно использовались как кормушка, — уверен мужчина. — Сейчас же, к чести гаишников и дорожников, за знаками действительно стали следить. Если стоит «Обгон запрещен» — не суйся, не просто так он стоит. Если стоит «Ограничение скорости» — тоже не стоит ехать быстрее или медленнее основного потока. Понятно, что все мы торопимся, все мы хотим побыстрее приехать, но согласитесь, лучше приехать в пункт назначения на полчаса позже, чем оказаться в могиле лет на 30 раньше.
В ГУ МВД России по Волгоградской области водителям настоятельно рекомендуют не предлагать взятку инспектору и не пытаться договориться. Это может испортить не только отпуск, но и последующие несколько лет жизни:
— На сегодняшний день все патрульные автомобили и сотрудники экипажей оснащены мобильными и носимыми средствами видеофиксации, видеорегистраторами, — рассказали в пресс-службе региональной полиции. — Процесс оформления административных материалов происходит под видеозапись в зоне действия видеорегистратора, и все коррупционные предложения водителей «договориться» фиксируются. При поступлении предложений о передаче денег за непривлечение к ответственности водителям разъясняется действующее законодательство и правовые последствия их действий, в частности по статье 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации, санкция которой предусматривает наказание от крупного денежного штрафа до лишения свободы.
По данным полиции, с начала текущего года задокументировано несколько десятков попыток дачи взятки инспекторам ГИБДД, а на основании направленных в следственные органы материалов возбуждены уголовные дела. Например, в Камышине 27-летний дальнобойщик из Дагестана предложил тысячу рублей за то, чтобы инспектор не составлял протокол за неправильно установленные номера. В Николаевском районе водитель из Пермского края предложил инспекторам за тысячу рублей отпустить его, не составлять протокол за неисправное рулевое управление. Купюру мужчина положил между сиденьями в патрульной машине.
Во Фроловском районе водитель, уже лишенный «прав» и снова задержанный за езду в нетрезвом виде, предложил инспектору 10 тысяч рублей за «прощение». Денег не взяли и водителя не «простили».
В полиции подчеркивают — любая попытка гражданина уйти от ответственности, предложив инспектору ДПС взятку, фиксируется и в дальнейшем служит основанием для возбуждения уголовного дела.
— За «чистотой» собственных рядов сегодня следят не только сотрудники Управления собственной безопасности главка, но и специального подразделения ГИБДД, которые проверяют каждую информацию о возможных злоупотреблениях, полученную как оперативным путем, так и от граждан, — заявили в полиции.