Волгоградский каршеринг «БИ-БИ.КАР» требует с жителя Новороссийска Максима Майровича 50 тысяч рублей штрафа за перевозку в салоне автомобиля крупногабаритного предмета. Таковым представители компании сочли комнатную сушилку для белья.
— Я взял автомобиль Volkswagen Polo в аренду на сутки, — рассказал Максим. — Нужно было перевезти сушилку для белья. Попытался открыть багажник при помощи ключа в замке зажигания — не получилось. Решили с мамой положить сушилку в салон. Аккуратно, закрепили, чтобы не ездила по салону и ничего не повредила. После окончания аренды мне пришло уведомление о штрафе в 50 тысяч рублей за перевозку крупногабаритного багажа в салоне. На мои возражения о том, что в машине не открывался багажник, ответили, что нужно было позвонить в компанию и узнать, как в этой машине открывается багажник. А вообще, я почитал, что пишут люди, и понял, что это их нормальная практика.
Адвокат Эдгар Кармазиновский, который представляет интересы сразу нескольких пострадавших от действий каршеринга, предложил самый простой алгоритм действий в этой ситуации.
— Я бы рекомендовал человеку обратиться в «БИ-БИ.КАР» с досудебной претензией, а заодно и в Роспотребнадзор по его региону, чтобы они провели проверку, изучили договор присоединения на предмет противоречий законодательствую России, — полагает адвокат. — Затем обращаться в суд за восстановлением своих нарушенных прав. Это самый простой алгоритм.
К слову стоит напомнить, что ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Новороссийске в феврале 2022 года обращалось в Центральный районный суд Волгограда с требованием признать четыре пункта договора присоединения к каршерингу «БИ-БИ.КАР» не соответствующими действующему законодательству.
В частности Роспотребнадзор просил признать нарушающими права потребителей пункт 7.12, предупреждающий об отсутствии ответственности компании за вред, причиненный имуществу или здоровью пользователей и третьих лиц, и за любые последствия использования неисправной или некомплектной машины; пункт 7.14 договора, снимающий ответственность каршеринга за исправную работу зарядных устройств и держателей для телефона, а также за вред, причиненный их использованием.
Также Роспотребнадзору не понравился пункт 8.4 договора присоединения, который гласит, что пользователь может в любой момент расторгнуть договор аренды автомобиля, уведомив об этом компанию в письменном виде и возместив все убытки до даты расторжения договора. Кроме того, надзорное ведомство сочло ущемляющим права потребителя и пункт 9.2 договора, который требует обращаться в суд по месту нахождения компании, правда, с оговоркой, что это не исключает возможности обращения в суд по месту жительства пользователя.
По мнению истца, договор присоединения нарушает целый перечень статей закона «О защите прав потребителей». За это на компанию в августе 2021 года был составлен протокол об административном правонарушении, а в качестве меры наказания было выбрано предупреждение. «БИ-БИ.КАР» обжаловал протокол в Арбитражном суде, однако Краснодарский арбитражный суд оставил наказание в силе.
Центральный районный суд Волгограда оставил иск новороссийского Роспотребнадзора без удовлетворения. Судя по данным о движении дела на сайте суда, обжаловано это решение не было.
При этом это далеко не первый случай взыскания драконовских штрафов за перевозку вещей, которые в каршеринге сочли крупногабаритными. В январе 2022 года отец четверых детей Владимир Маркин остался без денег, отложенных на аренду квартиры, после поездки на каршеринговом автомобиле компании «БИ-БИ.КАР». Поводом для штрафа в 50 тысяч рублей стала перевозка в Volkswagen Polo фабрично упакованного детского столика.
— Столик размером 9 х 60 х 120 сантиметров, — рассказал мужчина. — Я его спокойно мог положить в багажник, но посчитал, что узкий предмет удобнее перевозить между сиденьями. Я приехал в Волгоград из Москвы, пользуюсь каршерингом с тех времен, как он только появился. Тем же «БИ-БИ.КАРом» пользовался год назад — всё было хорошо. А сейчас понадобилась машина — и возникли проблемы.
Владимир Маркин отправил в компанию досудебную претензию. Оттуда пришел ответ: «Вы нарушили условия договора, никаких поблажек не будет». При этом, что можно и что нельзя делать в автомобилях каршеринга «БИ-БИ.КАР», прописано в приложении № 2 к договору присоединения. Ссылка на документ расположена в самом низу сайта. Там указано, что в автомобилях компании «БИ-БИ.КАР» запрещено перемещать крупногабаритные и опасные материалы, строительные материалы, смеси, мебель, оргтехнику, технику для кухни и ванной, за исключением пакетов, сумок, дипломатов, саквояжей, планшетов и ноутбуков. Особенно отмечается, что на каждого пассажира должно быть не более двух небольших сумок, а также то, что перечень предметов, запрещенных к перевозке в машинах каршеринга, не является исчерпывающим.
По данным из открытых источников, учредителем и директором ООО «БИ-БИ.КАР» является Галина Власова, владеющая 100%-ной долей капитала в сумме 30 тысяч рублей. Она же выступала в роли учредителей ООО «БК Провинция» и ООО «СП Брокер Провинция», зарегистрированных в Ростове-на-Дону. Основным видом деятельности обеих компаний является деятельность страховых агентов и брокеров. По данным за 2020 год, выручка компании составила 79 миллионов рублей, размер прибыли — 21 миллион. На конец 2021 года финансовые показатели компании изменились. Выручка выросла почти в 2 раза — до 146,1 млн руб., чистая прибыль увеличилась до 24,9 млн руб. При этом налогов компания заплатила всего 212 610 рублей.
При этом в компании уверяют, что всегда готовы идти навстречу клиентам, предоставлять отсрочку в выплате, и отмечают: на все обращения реагируют в течение 10 дней.
В каршеринг «БИ-БИ.КАР» отправлен запрос с просьбой прокомментировать ситуацию в Новороссийске. На момент публикации материала ответа получено не было.