Спикер Госдумы Вячеслав Володин спрогнозировал провал волгоградских концессий транспорта в силу большого объема средств, которые будут необходимы для компенсации концессионеру для удержания адекватных тарифов. Об этом господин Володин заявил на больших парламентских слушаниях, посвященных вопросам развития городского электротранспорта.
О том, что региональные и городские власти и сами могут справиться с обслуживанием городского электротранспорта, Вячеслав Володин заявил в ответ на выступление губернатора Курской области Романа Старовойта, попросившего довести до 100% долю государства в финансировании развития транспортной инфраструктуры трамваев и троллейбусов. Вячеслав Володин поинтересовался, зачем тогда нужны концессии в принципе.
— Вы говорите о 100%-м государственном финансировании всей инфраструктуры, — заявил Вячеслав Володин. — А тогда почему вы сами не занимаетесь эксплуатацией городского электротранспорта? Вы пошли по пути концессии, хотя закон предусматривает и возможность региону самостоятельно заниматься этим. У нас что получается? Взяли ушли из вопросов обеспечения теплом, выбрав концессию. И эту проблему посчитали решенной. На самом деле она остается в повестке, только стала еще более дорогостоящей. Взяли ушли из вопросов водоснабжения и тоже посчитали, что так будет лучше. Оказалось, не лучше, а легче, потому что вроде не наше. Сейчас идет тенденция перехода на концессию по общественному транспорту. Но вы только в начале пути. А далее будет стоимость билета и компенсация, которую вы можете не потянуть. Вы уже сейчас в самом начале говорите: давайте нам дополнительные деньги. А смысл их давать, если можно перечислить вам, чтобы вы сами занимались этим вопросом? И если мыслить по-государственному, то в случае концессий вы теряете все рычаги влияния на стоимость билета, на диалог с другими участниками рынка. И при этом огромные средства государство отдает концессионеру. Это современно, это правильно, но если мы изучим опыт других стран, то там не отказываются от управления транспортом в рамках муниципальных и региональных предприятий. Вы выбрали путь концессий, говорите, что всё хорошо, деньги выделяют, но их уже не хватает. Те, кто уже посчитал тариф, понимают, что им тоже не хватает на компенсацию концессионеру. Вот здесь Волгоград присутствует. Они тоже хотели идти по пути концессий, а потом посчитали, сколько им нужно будет компенсировать — около двух миллиардов. Сколько на эти деньги они купят трамваев по 60 миллионов или троллейбусов по 30? И это только в год, чтобы удержать тариф.
Напомним, 15 сентября 2022 года депутаты Волгоградской городской думы большинством голосов одобрили передачу электротранспорта в концессию. Из 26 депутатов «за» проголосовали 23.
С предложением отдать городской электротранспорт в концессию обратилось ОАО «Волгоградоблэлектро». В качестве причин его рассмотрения чиновники назвали отсутствие бюджета на улучшение транспортной инфраструктуры, а также возможность получить федеральную поддержку только при наличии инвестиционного проекта от частного лица. АО «Волгоградоблэлектро» предложило вложить пять миллиардов рублей. Еще по три вложат областной и федеральный бюджеты. Подробнее о том, что компания обещает сделать на эти деньги, а также что станет с МУП «Метроэлектротранс» и тарифами на проезд, мы рассказывали в отдельном материале. При этом речные трамваи, которые также подчиняются МУП «Метроэлектротранс», концессионеров не заинтересовали.
В свою очередь, жители Волгограда с нескрываемым сарказмом встретили идею администрации Волгограда избавиться от городского электротранспорта, как это было уже сделано с городским водопроводом, отоплением, канализацией и освещением. Так, активист ОНФ Эдгар Петросян считает, что таким поступком чиновники расписались в своей неспособности управлять городом и полной деградации.