Волгоградец Вячеслав Глотов влез в долги, чтобы расплатиться за поездку из магазина до дома. Покупка обычной гладильной доски обошлась ему в итоге в 36 тысяч рублей, причем стоимость самой доски составила всего 5 тысяч рублей. Остальное — штраф за поездку на «Ладе Весте» каршеринга «Би-би.Кар».
— Всё произошло 11 июля, — рассказал мужчина. — Были с женой в «Акварели», купили там обычную гладильную доску. Попытки вызвать такси не увенчались успехом. Тогда я решил посмотреть, есть ли поблизости машины каршеринга.
Мужчина уверяет, что в его телефоне стояли сразу два приложения — «Би-би.Кар» и 7Cars. Белая «Лада Веста» от «Би-би.Кар» стояла в двух шагах.
— Мы загрузили доску на заднее сиденье, доехали до дома — живем недалеко, в начале Кировского района, — продолжает Вячеслав. — На следующий день я разговаривал по телефону и слышал, как телефон постоянно вибрирует. Оказалось, каршеринг пытался с меня снять 50 тысяч рублей. Удалось, правда, всего тысячу. На электронной почте к тому времени уже лежало фото с нашим нарушением, требование погасить штраф, а также дальнейшие мои перспективы в том случае, если я не оплачу штраф вовремя.
В отделе по урегулированию досудебных претензий мужчине сказали, что штраф выписан за нецелевое использование транспортного средства, повлекшее причинение вреда, что прекрасно понимают его негодование по поводу огромной суммы штрафа, но при этом пообещали подумать, что можно сделать для максимального снижения ущерба.
— В итоге сотрудник отдела по урегулированию судебных претензий сказал, что руководство предложило два варианта решения проблемы, — продолжает мужчина. — Сроку дали до 16:00 этого же дня.
Сказали, что либо я выплачиваю сейчас 24 500 рублей и столько же через месяц, или же сразу, но 30 тысяч — и все претензии ко мне снимаются
— Почитав судебную практику, я понял, что дешевле заплатить, — говорит Вячеслав Глотов. — Занял денег, связался с тем человеком из «Би-би.Кар», который предложил мне решить проблемы. Он вернул доступ в приложение, где я смог погасить штраф. После этого приложение снова заработало, как обычно, без ограничений, но захожу в него я уже со страхом — кто знает, может, еще какой долг придумают. Из всех документов, подтверждающих оплату, только чек. Никаких письменных сообщений о том, что сумма штрафа снижена, нет. Судиться — не видел смысла, потому что результат, как правило, один — платить всё равно приходится.
В компанию «Би-би.Кар» отправлен письменный запрос с просьбой прокомментировать ситуацию. На момент публикации ответа получено не было. Впрочем, без ответа остался и целый ряд других запросов в компанию с просьбами прокомментировать аналогичные инциденты.
Адвокат Эдгар Кармазиновский, который вел достаточно много дел о произволе каршеринга, считает, что мужчина принял скоропалительное решение:
—В интернете очень много не совсем, скажем так, достоверной информации о судах с каршерингами, — полагает Эдгар Кармазиновский. — Человек вполне мог обратиться в суд и потребовать в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса России уменьшения размера неустойки. Можно было договариваться и с компанией — в последнее время «Би-би.Кар» достаточно охотно идет на снижение штрафов. Сейчас же человеку остается только посочувствовать — долги за него теперь не выплатит никто.
По данным из открытых источников, учредителем и директором ООО «Би-би.Кар» является Галина Власова. Компания имеет статус микропредприятия со среднесписочным количеством сотрудников 11 человек по состоянию на 2022 год. Основной вид деятельности компании — аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств, выручка за 2022 год составила 159 миллионов рублей, чистая прибыль — 3,8 миллиона. При этом на компанию возбуждено 126 исполнительных производств на общую сумму 2 миллиона рублей. Компания за прошлый год фигурировала в семи судебных исках, в четырех случаях выступая истцом на общую сумму требований 520 тысяч рублей, в трех — ответчиком. Сумма исков — 382 тысячи рублей.
Напомним, от дорогостоящих претензий каршеринга страдают не только волгоградцы. В мае 2023 года «Би-би.Кар» требовал 77 тысяч рублей с жительницы Новочеркасска Светланы Шелестовой, которая перевезла купленный в «Икее» небольшой кухонный стол. Причем поездка была совершена аж в 2020 году.