Волгоградец Алексей стал одним из пострадавших в страшной аварии с маршрутным такси № 4. Сам мужчина не получил ни царапины, но его машина нуждается в серьезном ремонте, делать который, скорее всего, придется за свой счет, поскольку у виновника не было ни прав, ни страховки.
Страшное ДТП случилось 17 ноября на улице Елецкой. Маршрутное такси № 4 на полном ходу врезалось сначала в стоящие на светофоре машины, затем снесло дорожные ограждения и вылетело на бордюр. Очевидцы аварии уверяли, что водитель за рулем «Газели» потерял сознание. В полиции информацию об аварии выдали сухой сводкой.
— 55-летний водитель, управляя микроавтобусом, из-за резкого ухудшения состояния здоровья не справился с управлением и совершил столкновение с впереди стоящими автомобилями и дорожным знаком, — комментировали столкновение в ГИБДД. — В результате ДТП за медицинской помощью обратились водитель маршрутного такси и его 8-летняя пассажирка. Сотрудниками Госавтоинспекции установлено, что ранее водитель был лишен права управления транспортным средством.
«Лицо синее, язык вывален наружу»
Алексей вспоминает, как всё это было. Те несколько минут он до сих пор вспоминает с содроганием — синеющий водитель с вываленным языком медленно сползал по спинке водительского кресла, повиснув на ремне безопасности. Потом, когда он всё же пришел в себя, то даже не понял, что случилось и почему его маршрутка разбита.
— Моя машина была вторая от маршрутки, — вспоминает Алексей. — Мирно стояли на светофоре, вдруг удар. Выхожу из машины, вижу, что называется, картину маслом: маршрутка в столбе, вокруг растерянные люди, ребенок плачет... Спрашиваю у людей: «Что случилось?» Отвечают: «Что-то с водителем». Открываю переднюю пассажирскую дверь, а водитель синий, язык наружу... Крикнул, чтобы кто-нибудь принес нашатыря, оббежал маршрутку с другой стороны, открыл водительскую дверь... Мужик выпал и буквально повис на ремне безопасности. Вдохнул свежего воздуха, пришел в себя... Я спрашиваю у него: «Что с тобой? Ты как?» А он в ответ: «Да нормально всё. Что случилось-то?» Кажется, он даже не понял, что произошло.
К тому времени на место аварии уже прибыли полицейские. Они же и выяснили, что водитель маршрутного такси был лишен прав, но не сдал удостоверение. В полис ОСАГО он тоже не был вписан.
— Я попросил юриста, чтобы он подошел к сотрудникам ГИБДД и попросил разрешения сфотографировать документы для страховой компании. Но нам не дали этого сделать, — говорит мужчина. — Сказали, что потом всё отдадут. Единственная бумага, которая у меня есть с места аварии, — это протокол освидетельствования на алкоголь. И всё. В страховой компании, куда я первым делом обратился с сообщением о факте ДТП, мне сказали, что нужно предоставить справку о том, кто пострадавший, а кто виновный, а если в ДТП три участника и есть пострадавшие, то обращаться должен вообще в страховую компанию виновника. Спросил у полиции, как мне быть, те сказали ждать. Мол, вызовут.
«Они продолжают зарабатывать и гробить людей»
Мужчина пытался поговорить с владельцем такси и учредителями ООО «Альянс-газ». По словам Алексея, учредители перекидывают ответственность на владельца «Газели». Хозяин маршрутки уверяет: ущерб, который называет пострадавший водитель, сильно преувеличен.
— Я дозвонился до мужа хозяйки «Газели». Он ответил, что машина в аренде, все вопросы к ООО «Альянс-Газ», — рассказывает Алексей. — Я созвонился с учредителем. Спрашиваю: «Кто мне будет компенсировать ущерб?» Они меня отправили к владельцу машины. Как организаторы маршрута они несут ответственность за техническое состояние «Газели» и медицинское освидетельствование работников. Спрашиваю, почему они пустили за руль водителя-лишенца, — в ответ слышу детский лепет о том, что они не могут этого проверить. Но при этом на сайте ГИБДД есть бесплатный онлайн-сервис проверки водителя. Кто мне в итоге возместит ущерб? Машина стоит 4 миллиона, одна крышка багажника обойдется тысяч в 150. Им, безусловно, проще всё повесить на владельца и водителя, а самим и дальше зарабатывать. А если бы вместо машины пострадали люди? Что было бы тогда?
Дозвониться до директора ООО «Альянс-Газ» Ивана Кравченко и узнать его позицию не удалось, мужчина не взял трубку. В компанию направлен письменный редакционный запрос с просьбой прокомментировать ситуацию. Еще два вопроса были отправлены в страховую компанию и полицию. У страховщиков просили уточнить, каков порядок выплат в случае таких ДТП, у полиции — за что попавший в аварию водитель маршрутного такси был лишен прав и как он снова оказался за рулем.
«За руль он садился здоровым человеком»
Муж владелицы маршрутного такси № 4 Вагид Багиев утверждает, что права у водителя были на руках. За рулем мужчину разбил инсульт, хотя смену водитель начал вполне здоровым.
— С чего вы взяли, что есть пострадавшие? — удивляется мужчина. — У машины несильные повреждения. Ему несколько раз объяснили, что идет следствие, что пока оно не закончится, никаких выплат не будет. Физическое состояние с утра у водителя было в норме. В дороге у него случился инсульт. Он нестарый и небольной человек. Ему даже 50 лет нет. Когда следствие закончится, объяснят, почему он был лишен прав. А в дороге права были у него на руках. Он пришел с медицинской справкой, с трудовой книжкой, с правами. Как его можно проверить? Это был его первый день работы на линии. Сейчас он в больнице, под капельницей. Работать у нас больше не будет. Маршрутка была в отличном состоянии. Ни одного ржавого пятна, резина новая. Машину проверяли 10 раз всеми службами. 7 декабря будет суд, после суда пострадавшему дадут все документы на руки, чтобы он пошел в страховую компанию. Там ему всё выплатят. Сколько он насчитал? 300 тысяч? Да там только царапина на заднем бампере, да камера разбита!
«Отвечать должна компания-перевозчик»
Автомобильный эксперт Артем Краснов считает, что, если водитель был официально трудоустроен, то ответственность за ущерб несут водитель и в первую очередь компания-перевозчик.
— Если водитель был лишен прав, то он не мог выйти на линию, — объясняет эксперт. — Есть определенные правила для перевозчиков, есть требования к водителям маршрутных транспортных средств. Компания в любом случае будет нести ответственность, так же как и водитель. Пострадавшие могут предъявлять исковые требования как к водителю, так и к работодателю. Юристы советуют предъявлять работодателю, потому что с юридического лица проще взыскать крупные суммы. Нужно выяснять вопрос, был ли трудоустроен водитель. Если нет, то компания может сказать, что первый раз его видит. Тогда ответственность несет только водитель. Если есть договор, то ответственность несут оба.