Межгосударственный авиационный комитет опубликовал окончательный отчет об авиационном происшествии с легкомоторным самолетом СП-30, упавшим во время авиационно-химических работ близ села Медведица Жирновского района. Эксперты пришли к выводу, что самолет упал вследствие ошибки пилотирования.
Напомним, по версии следствия, инцидент квалифицировался как жесткая посадка. Пилот в результате инцидента выжил. Известно, что вынужденную посадку совершил самолет СП-30 с бортовым номером RA-0264G, произведенный в Таганроге. По данным Межгосударственного авиационного комитета, самолет аналогичной модели с такими же регистрационными данными был уничтожен в результате авиакатастрофы, произошедшей в мае 2018 года в районе хутора Дудаченский Фроловского района Волгоградской области.
Перед взлетом, завершившимся авиационным происшествием, командир заправил 10 литров топлива и 160 килограммов химикатов, необходимых для обработки поля. В итоге общая масса машины почти на 100 килограммов превышала максимальную взлетную, установленную заводом-изготовителем в 495 килограммов.
В 04:18 пилот поднял самолет в небо, в 04:22 начал выполнять так называемый «нулевой гон», чтобы построить маршрут в специальной программе. Полет проходил на высоте 6–10 метров.
В полете пилот допустил снижение скорости со 100 до 77 километров в час, при условии, что минимальная скорость, на которой самолет в сельскохозяйственном варианте еще может управляться, составляет 73 километра в час.
После завершения нулевого гона командир воздушного судна начал выполнять левый разворот с набором высоты и увеличением скорости:
— Находясь в развороте с левым креном 15° я почувствовал сильный удар в правую часть крыла, в результате чего самолет создал, без моего вмешательства, крен примерно 90°, приближаясь к земле, — объяснял пилот потерю управления и падение самолета. — Я пытался выправить самолет в меньший крен или горизонтальный полет, но самолет плохо управлялся и приближался к земле, после чего произошло столкновение с землей.
Комиссия пришла к выводу, что авиационное происшествие случилось в результате превышения предельных параметров по крену при развороте, что привело к потере высоты и столкновению с землей. Сопутствующими факторами являлось выполнение разворота на высоте ниже, чем установлено Федеральными авиационными правилами и руководством по летной эксплуатации, а также ухудшение аэродинамических характеристик воздушного судна. Не исключила комиссия и вероятность воздействия внешней среды — приземную турбулентность.
В ходе расследования выяснился еще один интересный факт. Самолет с аналогичным бортовым номером был уничтожен в результате авиакатастрофы в конце мая 2018 года.
— Согласно акту оценки технического состояния ЕЭВС после проведения восстановительного ремонта от 21 марта 2021 на самолете СП-30В RA-0264G (идентификационный № ЕЭВС.04.2002) был проведен «восстановительный ремонт», в ходе которого заменены фюзеляж, крылья, вертикальное и горизонтальное оперение, кабина экипажа и т. д., — говорится в письме Росавиации. — Таким образом, фактически для получения сертификата летной годности было представлено другое воздушное судно, с переносом на него идентификационного, а также государственного и регистрационного опознавательного знака.
Свою проверку по этому поводу проводила летом 2023 года и Южная транспортная прокуратура. Владелец борта, в свою очередь, уверял, что самолет был восстановлен, успешно прошел сертификацию и снова начал летать. Однако зимой 2024 года в Волгограде на продажу был выставлен самолет СП-30, за который просили 900 тысяч рублей. Продавец честно предупреждал, что воздушное судно было участником авиационного происшествия, совершило вынужденную посадку и опрокинулось через нос.
Больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подпишитесь, чтобы читать новости и обсуждать их с друзьями и коллегами.