Устав дышать пылью и мерзнуть при -25 градусах, волгоградский спасатель продал двухкомнатную квартиру и всего за десять дней построил «картинный» домик в уединенном уголке Мацесты. Всего за несколько месяцев он успел привыкнуть к жизни курортного городка, познакомиться со всеми коммунальщиками и строителями и отучиться от волгоградских слов.
Счастливым новоселом с ключами от скромной однокомнатной «хрущевки» в центре Сочи Александр Сиволобов стал еще в 2014 году.
— Перед олимпиадой мы купили маленькую квартирку на 30 квадратных метров и стали приезжать туда по три-четыре раза в год: в отпуск, на майские праздники и на Новый год, — рассказывает экс-начальник центрального поисково-спасательного подразделения аварийно-спасательной службы Волгоградской области Александр Сиволобов. — Я понемногу привыкал к городу: шарахался по улицам, знакомился, дружил и обрастал связями. За это время заимел второй телефон, в котором записаны все номера сочинских знакомых.
Как человек, который не боится экспериментов, Александр Сиволобов стал одним из первых волгоградцев, который прокатился по городу на электросамокате. За несколько дней став самым популярным человеком на дороге, спасатель без лишнего шума и пыли разгонялся до 50 км/ч и с легкостью обходил волгоградские троллейбусы. Кстати, опробовать современное «чудо техники» мужчина решил и на извилистых дорогах Сочи.
Свою историю волгоградец, решивший построить дом в теплых краях, рассказывает, как простой, но действенный алгоритм: продать квартиру в Волгограде, подыскать хороший участок земли и открыть бездонный ларец с табличкой: «Строительство дома».
— Если в городе нет ни знакомых, ни друзей, то начать стройку будет очень непросто. Где брать материал? Где купить те же гвозди или мешок с цементом? Где найти рабочих? Как подключить свет на участке? Где разгружать материалы? Вопросов масса. Я не хвастаюсь, но сейчас я уже запросто могу их решить. Знаю мастеров, которые помогут с проведением канализации, установкой септика или, скажем, с бурением скважины. Дошло до того, что мои сочинские друзья звонят и просят контакты.
«В Волгограде мешок цемента стоит 180 рублей, а в Сочи — 280», — с этими мыслями Александр Сиволобов просыпался и засыпал до тех пор, пока не заглянул на местный оптовый рынок.
— Я увидел симпатичные деревянные домики, которые называют сборно-щитовыми, — вспоминает волгоградец. — Ростовская фирма отказалась везти его в Сочи, поэтому мне пришлось заказать длинномер за 45 тысяч рублей. Гора досок и три рабочих с «золотыми» руками из Краснодара — и вот мой дом готов за 10 дней. Конечно, каждый день превращался в бесконечный круговорот. Разгрузить, отвезти, привезти, купить еды рабочим, докупить гвозди, поставить телевизор и холодильник для строителей. К вечеру приходил домой и падал навзничь.
«Если есть в России рай...»
С волгоградской жизнью военный пенсионер Александр Сиволобов прощался без лишних сантиментов: очистил список контактов и уехал в уединенный уголок с высоким бамбуком, уютным прудиком и царскими грибами за забором.
— Когда выходишь из игры, становишься ненужным. Коллеги звонят... Но что они могут сказать: «Привет, шеф?». Конечно, в душе что-то осталось: за 11 лет выучил все до каждого гвоздика. Но нужно выбирать. Я помню, как мы приехали в Сочи и начали крутить головами в поисках банкомата, — рассказывает Александр Сиволобов. — Рядом с нами тут же остановилась женщина: «Ребята, чего хотели? Банкомат нужен? Туда пройдете, там повернете и увидите». А еще я как-то раз ехал в автобусе и на кого-то рявкнул. Женщина тут же меня осадила: «Вы что? Вы почему голос повышаете в городе Сочи?». Мне сразу дали понять, что здесь себя нужно вести по-другому. Кстати, мой сосед по дому приехал из Ижевска с женой и двумя детьми. Я его иногда спрашиваю: «Что, Сережа, когда в Ижевск вернешься?» А он смотрит на меня и говорит: «Дядя Саня, ты чего? Сдурел? Чего я там забыл?». В Сочи есть такая поговорка: «Если есть в России рай, то это — Краснодарский край».
В Волгограде у Александра Сиволобова осталась богатая коллекция олимпийских мишек со знакомой каждому улыбкой. За несколько лет фарфоровые косолапые разных форм и размеров, кажется, стали полноценными членами семьи.
Вытянутый вдоль побережья город, длинный проспект — после переезда из Волгограда Александр Сиволобов не ощутил никакого дискомфорта. Сочинскую Мамайку он сравнил со Спартановкой, а Адлер с Красноармейским районом.
— Туристы, которых местные жители называют «бздыхами», уверены, что Сочи — это только море, — улыбается волгоградец. — «Как? У тебя дом в восьми километрах от моря?» Для них это шок. Почему в лесу? Это же у черта на куличках. Извините, но лишних 40 миллионов рублей для покупки земли у моря у меня нет... Когда я слышу такие вопросы, спрашиваю: «Сколько раз в этом году вы ходили на Волгу? Один, два?». Почему тогда все думают, что местные с утра до вечера купаются в море? Я с сентября окунался лишь один раз — 3 ноября.
В прошлом году Александр Сиволобов, в котором после покупки первого олимпийского мишки проснулась страсть к коллекционированию, отдал в музей «Память» мыльницу фельдмаршала Фридриха Паулюса. Раритет волгоградскому спасателю передал Петр Чулков, возивший по Сталинграду Шарля де Голля.
«Почему я должен дышать пылью?»
Волгоградский спасатель советует оставить свои машины на парковках и купить билет на поезд.
— В 17:00 ты садишься в вагон, а уже в обед выходишь на вокзале Сочи, — делится Александр Сиволобов. — Не вижу смысла ехать 15–18 часов за рулем. А если, не дай Бог, какая пробка? Там можно застрять надолго. Летом в Сочи удобнее всего ездить на маршрутках, чем на своих машинах. 15 минут, и вы уже в любой точке курортного городка: все маршрутки, такси и скорые помощи едут по выделенной полосе. А вот машины отправляются на объездную дорогу и стоят в заторах. Кстати, в общественном транспорте местные говорят не «Остановите, пожалуйста», а «Сделай остановку». В Сочи при покупке хлеба мне приходится забывать известное волгоградцам слово «сайка». А еще я постепенно привыкаю к «курортному» сленгу. Скажем, всех туристов сочинцы называют «бздыхами».
Чистый воздух, приятная глазу зелень и отсутствие проблем с отоплением — кажется, о плюсах города, в который после сочинской Олимпиады переехало больше 200 тысяч человек, волгоградец с курортной пропиской может говорить бесконечно.
— Я люблю Волгоград, но совершенно по нему не скучаю. Мне кажется, что вся эта ностальгия придумана для тех, кто боится куда-то уехать из города, — рассуждает Александр Сиволобов. — Как только я въезжаю в область, поражаюсь ее серости и грязи. Только проносишься мимо Котельниковского района, как сразу же видишь огромную свалку. Серость, пыль... Ну что ты с ней сделаешь? Это особенности нашего климата. Я никогда не говорил, что Волгоград — плохой город. Наоборот: он родной. Здесь живут мои близкие и друзья. Но рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Почему я должен жить в пыли и терпеть мороз, если могу взять и уехать в теплые края? Я создал для себя все условия.
Виктория Рындина