Адвокат арестованного экс-главы волгоградского СУ СК России Михаила Музраева подал апелляцию на решение Лефортовского суда оставить генерал-лейтенанта в СИЗО до 10 ноября. Следователи ФСБ не беспокоят допросами Михаила Музраева, проводящего время за чтением книг в компании осуждённого за государственную измену хакера ФСБ Дмитрия Докучаева. По мнению стороны его защиты, никаких новых обстоятельств дела не открылось, но следствие может попытаться получить признательные показания от Виталия Брудного.
— Мы подали апелляцию на решение Лефортовского суда Москвы о продлении ареста Михаила Музраева до 10 ноября в трёхдневный срок после заседания, — рассказал корреспонденту V1.RU адвокат генерал-лейтенанта Владимир Семенцов. — Дата её рассмотрения пока не определена. Есть определённые проблемы, поскольку сроки законом не регламентированы.
Адвокат уверяет, что никаких новых обстоятельств или обвинений в адрес Михаила Музраева нет.
— Ничего нового в деле, по большому счёту, нет, — уверен Владимир Семенцов. — Вчера я встречался с Михаилом Кандуевичем. Ему также ничего не известно. Вчера он был в больнице по вопросам с сердцем.
Бывший глава волгоградского областного Следственного комитета в СИЗО занимается чтением книг и оценивает свои шансы на освобождение.
— Допросов с ним следователи не проводят, — отметил адвокат. — Да и мы к ним не готовы. Мы просим следствие предъявить доказательства обвинения, а их нет. О чём общаться? Из того, что у ФСБ было — уже опубликовано в СМИ. Пояснять нам просто нечего. Как изначально Михаил Музраев отказался признавать обвинения в свой адрес, так всё и осталось.
Вместе с Михаилом Музраевым в СИЗО находится волгоградский коммерсант, владелец «Соснового бора» Владимир Зубков. По версии следствия, на основании показаний задержанного в конце мая бывшего директора Центрального рынка Евгения Ремезова, бизнесмен якобы поручил ему в интересах на тот момент главы волгоградского Следственного комитета поджечь в целях устрашения дом, где в злополучный ноябрьский вечер 2016 года находился Андрей Бочаров.
— Владимиру Зубкову суд также продлил арест до ноября, — пояснил Владимир Семенцов. — Он категорически отрицает общение с Евгением Ремезовым и разговор на эту тему. У следствия прервана цепочка, и что оно будет делать дальше — остаётся только гадать.
Правозащитник не исключает, что какие-либо показания может дать Виталий Брудный, ожидающий приговора суда в СИЗО. Вчера заседание не состоялось из-за болезни судьи.
— Приговор вчера не состоялся, — отметил Владимир Семенцов. — Почему с ним затягивают, я, честно говоря, не знаю. Какие показания даёт Виталий Брудный, мне неизвестно. Статьи у нас в Уголовном кодексе все «резиновые», и следствие может поиграть с ним сроками наказания. Статьи же, например, от 8 до 15 лет или от 3 до 9. На это и могут давить следователи. Они это хорошо понимают.
Виталий Брудный обвиняется в организации покушения на убийство известного бизнесмена Владимира Поташкина в далёком 2014 году. По версии следствия, взрывное устройство прикрепили к игрушечному радиоуправляемому вертолету, но «бомба» не сработала, когда рядом находилась «цель» — Владимир Поташкин. Задержанный в Краснодаре Кеценко дал показания, что он действовал по наводке именно Виталия Брудного, желавшего отомстить по каким-то причинам за убийство своего брата Сергея. Сейчас Владимир Поташкин осуждён за вымогательство, как и Александр Геберт, признанный виновным в причастности к убийству Сергея Брудного.
Спустя две с половиной недели после ареста Михаила Музраева глубокой ночью 27 июня суд присяжных признал Виталия Брудного виновным по трём из пяти предъявленных обвинений. По каким-то причинам суду дали время на вынесение приговора до середины августа. Примерно в это же время Евгений Ремезов дал показания о связи братьев Брудных и Михаила Музраева.
— За свою защиту я начал платить Сергею Брудному от 500 тысяч до 1 миллиона рублей в месяц, — зафиксировано в протоколе допроса Евгения Ремезова. — От него же мне было известно, что часть денег он передает Владимиру Зубкову, который, в свою очередь, относит их Михаилу Музраеву. Какую-то сумму он оставляет себе. Сколько передавалось Михаилу Музраеву, я не знаю.
После убийства Сергея Брудного деньги с простых волгоградских бизнесменов якобы начал собирать его брат.
— Преемником Сергея Брудного стал его родной брат Виталий, — уточнил Евгений Ремезов. — В это же время на меня начали давить Юрий Иванов и Алиетдин Махмудов. Во время нашего разговора Виталий Брудный пообещал решить с ними все проблемы и взамен предложил передавать деньги на прежних условиях.
Вчера суд над Виталием Брудным не состоялся, поскольку судья Игорь Григорьев заболел. Примечательно, что служитель Фемиды взял больничный в день заседания, и Виталия Брудного вместе с подельником Русланом Адаричем сотрудники УФСИН доставили из СИЗО в Центральный районный суд Волгограда. Почему их не предупредили заранее об отложенном заседании, не сообщается.
Кроме показаний Евгения Ремезова, а также возможных признаний от Владимира Зубкова и Виталия Брудного, у следствия есть ещё один «козырь» — губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров, написавший за неделю до ареста Михаила Музраева письмо в ФСБ, где пожаловался на угрозы и давление. Будут ли его задействовать для обвинения Михаила Музраева — остаётся вопросом. С большой долей вероятности можно прогнозировать, что до сентябрьских выборов этого не произойдёт.
Тем временем на содержание в СИЗО арестованный генерал не жалуется.
— Вместе с ним в камере сидит бывший сотрудник ФСБ Дмитрий Докучаев, обвиняемый в государственной измене, — пояснил адвокат. — Сокамерник остался прежним. По бытовым условиям есть вода, телевизор. Но жалуется на давление следствия.
Сосед Михаила Музраева весьма знаковая фигура. Будучи офицером спецслужбы, он вместе с тремя подельниками передавал секретную информацию по кибербезопасности ФБР. При этом сам до сих пор находится в розыске американскими спецслужбами. Дмитрий Докучаев обвиняется в атаке на серверы Демократической партии США и взломе избирательных систем в Иллинойсе и Аризоне в 2016 году. За это бывший чекист заочно был осуждён в США в общей сложности на 146 лет тюремного заключения.
Бывший сотрудник ФСБ не захотел сидеть всю жизнь за рубежом и покаялся родной прокуратуре. В апреле его осудили на шесть лет за государственную измену.
Адвокат Михаила Музраева указывает на постоянное давление на своего подзащитного путём ограничения общения с внешним миром и изоляции от ознакомления с материалами дела.
— Например, провели одну экспертизу, — говорит Владимир Семенцов. — Следователь меня с ней ознакомил, а по закону мы имеем право иметь у себя её копию. А сотрудник ФСБ напрямую говорит, что не даст нам её сделать, потому что не хочет. Я просил передать её по закону Михаилу Кандуевичу. В итоге разрешил снять копию, чтобы мы сами передали ему её в СИЗО. Он так же там работает, как хороший следователь и юрист, и сопоставляет имеющиеся материалы для выстраивания защиты. Копию мы через администрацию «Лефортово» направили ему 11 августа, на вчерашний день он её не получил, как и другие документы.
Подобные вещи происходят, по словам адвоката, и с обычными записками.
— Я передал через охранника около пяти писем, и ни одно до Михаила Музраева не дошло, — сетует юрист. — Из таких мелких пакостей и состоит давление. Звонить ему не разрешают, хотя по закону не запрещено. Про свидания я вообще молчу. Это категорически ему запрещено. Всё это возможно с разрешения следователя, а он его не даёт.
Владимир Семенцов подозревает следователя, занимающегося делом Михаила Музраева, в некомпетентности.
— Складывается ощущение, что подполковник ФСБ немного не дружит с головой, — допускает адвокат. — Уголовно-процессуальный кодекс он не знает, потому что удивляется многим вопросам и замечаниям. Показываю его следователю постоянно, а он удивлённо с ошарашенными глазами смотрит и порой даже соглашается. Но уровень профессионализма работы Центрального аппарата ФСБ России заслуживает большего. Хотя вроде бы следователь носит не самое низкое звание — подполковника.
Михаил Музраев стал ежедневным клиентом библиотеки следственного изолятора.
— Во-первых, он много читает и анализирует информацию по своему делу, — говорит Владимир Семенцов. — Мы с ним встречаемся и обсуждаем отдельные моменты. Понятное дело, что он пытается разрешить для себя вопрос, почему с ним так всё произошло, и сложить все обстоятельства случившегося в одну картину. В чём его обвиняют и его действия на самом деле — это небо и земля. Дело очень показательное.
В день арестованный экс-глава СК России по Волгоградской области прочитывает две книги.
— Я, честно говоря, не спрашивал, что именно он читает, интересовался, нормально ли работает библиотека, — пояснил адвокат. — Он ответил, что выдают до двух книг в день, но ему их хватает. На бытовые условия он не жаловался, тюрьма — есть тюрьма. Каких-то особых условий он для себя не просит. Только то, что положено. Их, как правило, выполняют.