Рыбаки Волгограда и области всё чаще выезжают на рыбалку за пределы региона. Связано это, по словам самих рыболовов, с сокращением популяции и обмельчанием местной рыбы. Впрочем, места с хорошим клевом в регионе найти всё еще можно, но их с каждым годом становится меньше. О том, где лучше всего клюет, что ловится и куда пропадает волгоградская рыба, мы спросили у экспертов, ихтиологов и самих рыбаков.
— Рыбалка в этом году не очень, в основном ловится подуст. С весны должен хорошо идти голавль, но его почти нет, — разочарованно рассказал скучающий на берегу в центре Волгограда рыбак Александр. — Всё из-за низкого уровня воды в Волге и холодного мая. Селедки тоже в этом году очень мало было. Раньше рыбы было полно, но год от года становится только хуже.
Напомним, каспийская сельдь в этом году пришла в Волгу с запозданием на несколько недель. По словам волгоградцев, с рассвета дежурящих на правом берегу Волги, поздний приход сельди на нерест был связан с низкой температурой воды из-за аномально холодного мая.
К слову, берег Волги вдоль Нулевой Продольной давно стал излюбленным местом волгоградских рыбаков. Здесь можно встретить как любителей спиннинга, так и приверженцев более спокойной рыбной ловли.
— Я раньше работал на Севере, потом на пенсию вышел и перебрался сюда, но рыбалкой всегда увлекался и здесь продолжил, — рассказал пенсионер со спиннингом. — Здесь водится лещ, карась, сазан, окунь, перш, судак. Около 30 видов основных. Сейчас вот идет рыбец, из воды аж выпрыгивает, его и ловлю на спиннинг и селедочную блесну. Рыбец — это донская рыба, в наших краях редкая. Как сюда заплывает, даже не знаю. На базаре малосольный стоит 750 рублей за килограмм, вяленый — 900 рублей.
По мнению некоторых рыбаков, рыбалка на спиннинг не только не похожа на рыбалку, но и наносит вред экологии.
— Ловлю только на поплавок, никаких спиннингов, — категорично заявил, распаковывая удилище, только что пришедший рыбак. — С поплавком от рыбалки удовольствие получаешь, а тех, кто со спиннингом, я называю добытчиками. Они же не ограничиваются пятью-шестью рыбами, а набирают мешками, а сколько рыбы просто калечат. С такими рыбаками даже как-то стоять неприятно. Вообще здесь ловится разная рыба, но самой большой пойманной мной особью был голавль. Примерно 1,5–2 килограмма весил. Селедкой я не занимаюсь, потому что ее ловить можно только на спиннинг, а для меня это не рыбалка.
По мнению жителя Советского района Волгограда Алексея, одним только берегом Волги рыбные места в Волгоградской области не ограничиваются, но сокращение популяции с каждым годом всё заметнее.
— У нас в регионе много хороших рыбных мест, — рассказал опытный рыболов. — Вся Волго-Ахтубинская пойма, Волга, Дон, водохранилища. Ловится щука, лещ, карась, линь, судак, сом, жерех, окунь, чехонь, стерлядка, язь, плотва, голавль, сазан. В последние несколько лет я хищную рыбу ловить перестал. На даче в Береславке сделал себе деревянный помост над водой и на поплавок ловлю карасей и линей с мая по октябрь. Сидишь, медитируешь, глядя на поплавок, а рядом камыш шуршит, утки плавают, природа. Есть в этом нечто особенное. А когда тащишь карася граммов на 500–700 на тонкую снасть, это намного приятнее, чем на «закидушку» с берега ловить. В последние 3–4 года рыбы действительно стало меньше. Особенно это заметно в реке Дон в районе хутора Вертячего. С каждым годом река всё сильнее мелеет, рыбы становится всё меньше.
Некоторые рыболовы в поисках хорошего улова стали даже наведываться в соседние регионы.
— Я езжу в Ступино, Ушаковку, Вязовку — это 60–100 километров от Красноармейского района, час езды по трассе, но уже Астраханская область, — рассказал рыбак из Красноармейского района. — Там есть турбазы со всеми удобствами: домики, туалеты, душ. Есть даже рыбочистки — специальные беседочки, где можно пойманную рыбу почистить и тут же заморозить в морозильных камерах. Мы ездим на несколько дней двумя-тремя семьями. Ловится там всё — карась, сазан, лещ, сом. Без рыбы ни разу не уезжали. Ниже по Волге еще лучше, а в Волгограде рыбы, можно сказать, что и нет.
Аналогичного мнения придерживается рыболов-любитель из Ворошиловского района. Впрочем, по словам волгоградца, и у нас в регионе ситуация не безнадежна.
— Мы тоже ездим на рыбалку в Астраханскую область, в село Поды. Всегда с разной рыбой возвращаемся, — поделился секретным местом рыбак. — Хотя при желании можно и в нашем регионе найти рыбные места. Например, хутор Заяр в Среднеахтубинском районе на реке Ахтубе — самое близкое место. Сазанов и лещей там ловим. Знакомый ездит в село Царёв в Ленинском районе — это тоже на Ахтубе, но гораздо дальше. На Дону есть станица Кременская в Клетском районе Волгоградской области, но туда ехать далековато и через переправу, зато хороший улов обеспечен.
Мнения рыбаков о причинах сокращения количества рыбы в водоемах Волгоградской области разнятся, как, впрочем, и о справедливости ограничений рыбной ловли.
— Вылов рыбы строго ограничен. Есть специальное постановление, в котором прописаны нормы и штрафы за перебор по количеству хвостов одного вида рыбы на человека в день ловли, а еще по весу и по размеру, — рассказали рыбаки. — Правила отличаются на разных участках Волги и Дона. За одного судака, например, размером на пару сантиметров меньше нормы можно заплатить штраф в две, а то и три тысячи рублей. Хотя, конечно, мелкую рыбу надо отпускать. Некоторые оголтелые рыбаки берут всё подряд, а мы потом гадаем, почему рыбы становится меньше.
Впрочем, ученые серьезного сокращения популяции рыб в водоемах Волгограда и области не заметили. По мнению главного ихтиолога управления Нижневолжского филиала ФГБУ «Главрыбвод» Сергея Яковлева, время от времени сокращается количество особей отдельных видов, но общее количество рыбы в регионе стабильно.
— Сказать, что рыбы в Волгоградской области становится меньше, нельзя. Бывает, что численность некоторых видов сокращается, но популяция других, наоборот, растет, — опроверг опасения волгоградских рыбаков Сергей Яковлев. — У каждого вида бывают урожайные годы и не очень. Эти показатели время от времени меняются, но общий баланс остается неизменным. Существует определенная кормовая база, которая необходима, чтобы прокормить определенное количество рыбы. В какой-то степени на численность рыбы плохо влияет браконьерство, а также частично не учтенный промысел, но баланс всё равно выдерживается. Да, у нас меньше стало леща, меньше судака, ерша, но больше стало карася. Этот вид сейчас вышел на первое место по промыслу. Если же брать общую статистику, то в последние лет пятнадцать численность рыбы в регионе сохраняется примерно на одном уровне.
По мнению ученого, причин для значительного сокращения популяции рыбы сейчас нет. Впрочем, некоторые из ранее обитавших у нас разновидностей всё же исчезли.
— Если бы возникло какое-то значительное уменьшение численности рыбы, оно в первую очередь отразилось бы на промысле, но этого не происходит, — добавил Сергей Яковлев. — Серьезных поводов для сокращения численности нет. Нет какого-то сильного загрязнения воды или какой-то массовой гибели рыб. В общей сложности в нашем регионе обитает более 60 видов, но есть и такие, которые пропали совсем. Например, после строительства каскада плотин на протяжении всей реки Волги у нас исчезла одна из разновидностей сельди — волжская сельдь. Осталась только черноспинка. Очень сильно сократилась численность осетровых, особенно проходных — осетр, севрюга, белуга. До нас их доходит очень мало, буквально единицы. В основном численность поддерживается за счет работы рыбоводных заводов. Есть и очень редкие, краснокнижные виды, но в целом ситуация вполне стабильная.