
Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области потребовал признать покупку ОАО «Волгоградский судостроительный завод» саратовским предпринимателем Ильёй Шарым недействительной.
— На территории судостроительного завода в реестре объектов культурного наследия числится могила начальника пожарной команды капитана Степана Зинченко, погибшего в октябре 1942 года, — рассказал корреспонденту V1.RU председатель Комитета госохраны памятников и объектов культурного наследия Волгоградской области Алексей Ломов. — Его похоронили возле пожарной части. Сейчас там находится заправка. Дальнейшая судьба могилы достаточно тёмная.
Могилу Степана Зинченко решили перенести.

— Нам удалось только получить информацию от администрации Красноармейского района, что в 1995 году прах Степана Зинченко был перезахоронен, — отметил Алексей Ломов. — Могила постоянно затапливалась и находилась в камышах. Место там очень болотистое. Была угроза, что могила потеряется.
Волгоградские СМИ долгое время писали, что могила героя была потеряна.
— Если верить документу, то останки перезахоронены из одиночной могилы на мемориал, который находится внутри судостроительного завода. Сохранились даже газетные публикации об этом мероприятии, — говорит Алексей Ломов. — Но в 1997 году областная дума поставила место могилы, которая фактически была перенесена в 1995-м, на государственную охрану.

Новое место захоронения Степана Зинченко не включено в реестр объектов культурного наследия, а прежнее в нём числится.
— На сегодняшний день комплекс задний судостроительного завода продан с торгов, но в нём ни слова не говорится про мемориал, — отметил глава комитета госохраны. — И здесь появляются опасения, что новый собственник может с ним что-то сделать. Ведь сам мемориал на госохране не находится. Но, кроме праха Степана Зинченко, там больше захоронений нет. На самом мемориальном сооружении высечены имена заводчан, погибших в Великой Отечественной войне. А поскольку Зинченко — охранная фигура, мы и сами пытаемся разобраться.
Арбитражный суд Волгоградской области отказал комитету госохраны в иске.
— Физически могилы уже нет, и необходимо сейчас оформлять все документы по охране мемориала, где похоронен Степан Зинченко, — говорит Алексей Ломов. — Согласно федеральному закону, при продаже объекта культурного наследия в договоре должна быть оговорка, что новый собственник принимает на себя обязательства по его охране. Если её нет, то это может быть основанием для признания сделки ничтожной.

Арбитражный суд Волгоградской области оставил 11 июня иск комитета госохраны без рассмотрения.
— В отказе сослались на то, что в отношении судостроительного завода ведётся процедура несостоятельности — банкротства, — отметил председатель комитета. — По всем вопросам, связанных в том числе с продажей, нужно заходить в рамках рассмотрения этого дела. Мы получили определение суда и готовим заявление уже в рамках дела о банкротстве.
В рамках процедуры банкротства 18 апреля ОАО «Волгоградский судостроительный завод» выставили на торги за 243 миллиона 13 тысяч 604 рубля, что в 11 раз дешевле его оценённой стоимости в 2,7 миллиарда.
— В результате конкурсных процедур завод ушёл с торгов 24 апреля за 323 миллиона 900 тысяч 50 рублей, — пояснил Эдгар Петросян. — Кроме саратовского индивидуального предпринимателя Ильи Шарого в них принимали участие Борис Кормщиков из Пермского края и Виталий Тельнов из Челябинской области, предложившие 267 миллионов 100 тысяч рублей и 322 миллиона 777 тысяч 999 рублей 99 копеек, соответственно.
Перед торгами волгоградские телеграм-каналы озвучили свою версию развития событий.
— Туда зайдёт китайское производство, и делать они будут не суда, — писали авторы канала VLG_DETROIT. — Но интересно, как именно перейдёт предприятие новым владельцам. И тут, по нашим данным, есть несколько вариантов.
Ссылаясь на достоверный источник, авторы озвучивали три возможные схемы развития событий.
— Предприятие напрямую покупает то юридическое лицо, которое и владеет их текущим производством. Или его приобретает аффилированное с китайцами юридическое лицо, но по факту — «физик». А затем за более дорогую цену он продаст судостроительный завод реальному владельцу, — пишет телеграм-канал. — Называют цифру в 1 миллиард рублей, оставшиеся средства, угадайте с одного раза, кто распилит между собой. Бенефициаров многих денежных потоков региона аудитория волгоградского «Телеграма» знает и так. Также возможен вариант, что предприятие купит за реальную стоимость другое юрлицо, которое, скорее всего, будет напрямую под контролем китайцев. В том числе с юридической точки зрения.
Алексей Серебряков