Директор Волгоградского областного краеведческого музея Анатолий Мальченко 23 июля призвал Роспотребнадзор открыть музеи региона. В то время, когда в Волгограде легально работают кафе и перевозят пассажиров маршрутки, тысячи туристов не могут познакомиться с волгоградской историей и культурой, а туриндустрия области теряет деньги в непростых экономических условиях из-за коронавируса.
— Я не могу понять, почему сидеть и выпивать водку в шумной кампании в кафе можно, а музеям, с учётом соблюдения социальной дистанции, работать нельзя, — поделился мнением Анатолий Мальченко. — Меня это очень удивляет. Удивляет позиция тех органов, которые всё это делают и говорят, что это правильно. Культура могла бы обеспечить соблюдение всех санитарных норм. Это нужно, тем более сейчас, когда к нам туристы едут посетить музеи, чтобы ознакомиться с историей Волгоградской области и Волгограда.
Решением Роспотребнадзора из-за коронавируса музеи до сих пор закрыты.
— Мы вынуждены говорить многочисленным туристам: «Ребята, идите в кафе попейте водки». Музеи закрыты, остальное всё открыто — это же бред сивой кобылы! Люди едут со всей страны через нас на юга, а мы на дистанционном режиме, — говорит Анатолий Мальченко. — Я знаю, что администрация Волгоградской области за то, чтобы открыть музеи, но Роспотребнадзор не разрешает. Люди в маршрутках ездят, как сельди в бочке, трутся друг о друга. На улице брататься можно, в очередях толкаться и толпиться можно, в кафе выпивать любым по количеству компаниям можно, а в музеи ходить ни в коем случае нельзя — бред! Это не только моё мнение, а позиция всех музейщиков.
Дистанционную работу сотрудникам музеев организовать проблематично.
— Безусловно, Роспотребнадзор — нужная структура, но она не должна вести себя так странно, следует понимать, где и что последовательно делать, — отметил директор Волгоградского областного краеведческого музея. — Все их не совсем, мягко говоря, нелогичные решения видны окружающим. Они порой очень противоречивы. Я сам не могу работать на дистанционке и зарабатывать. У нас не 100% госфинансирование. Получаемые деньги идут на совершенствование материально-технической базы и текущее содержание музея. Мы как можем занимаем сотрудников работой, но смотрителям я не могу найти никакой работы на дистанционке. Дома им работать невозможно.
Изменить ситуацию деятели культуры не в силах.
— Я понимаю, что нужно собирать налоги, и общепит, конечно же, нужен нашему депрессивному городу. Он составляет серьёзную налоговую базу. Но нужно думать как-то и о людях, — считает Анатолий Мальченко. — Руководство комитета культуры и курирующие замы пытаются с этим бороться и как-то изменить ситуацию. Но Роспотребнадзор навстречу не идёт. И не хочет учитывать наши интересы. Получается, что лежать на пляже впритирку друг с другом можно, сидеть в ресторане и пить, не соблюдая никакие дистанции за столами, тоже. Можно ездить в маршрутках попа к попе, стоять в магазинах в очередях без масок. И за этим почему-то никто не следит, хотя должны. Никто не ходит штрафовать за нарушения. А нам запрещают работать.
Анатолий Мальченко считает, что у гостей региона складывается из-за закрытия музеев нелицеприятное впечатление о Волгограде.
— В результате туристы, которых к нам много приезжает, выходят на улицу только посидеть в безликом кафе, — рассуждает директор краеведческого музея. — У нас же нет никаких ресторанов со вкусной традиционной кухней, учитывающей историю города, начиная от Царицына. Туристы выпили, перекусили и подумали: «А куда мы попали? Поехали отсюда к чёртовой матери». И всё, уезжают домой.
Звонков в музеи об экскурсиях поступает много.
— Люди звонят со всей страны. Хотят попасть к нам, посетить музеи и знаковые места, готовы заказывать специальные отдельные автобусные маршруты, но мы им ничего не можем дать, — сетует Анатолий Мальченко. — Огромное число звонков было перед 9 Мая. Из различных уголков России хотели попасть на парад, на праздники. Погода была отличная. И самое обидное, что нам есть что показать. Но привести людей не можем. Всё закрыли.
Закрытые музеи стоят рядом с открытыми турбазами.
— Простаивает под открытым небом музей-заповедник казачьей культуры в Иловле, где есть и кухня, и кони красивые, и много чего интересного. Туда пускать людей нельзя, а соседние турбазы забиты туристами из других городов, — говорит Анатолий Мальченко. — Мне просто жалко. Там у нас экскурсии чудесные. И угощения различные. Всевозможные яства. И искупаться можно. Какая цена нашему Роспотребнадзору после этого? Они делают полезную работу, но зачем перегибать палку?