В Волгограде 2 сентября при экологическом совете Волгоградской областной думы прошло первое заседание рабочей группы по мониторингу экологической ситуации при проектировании и строительстве третьего пускового комплекса моста через
Волгу по территории природного парка. Общественники требуют сохранить тысячи деревьев, включая реликтовые дубы, которые уже размечают под вырубку.
В состав группы, которую возглавила председатель комитета по охране окружающей среды и природопользованию, руководитель экосовета при Волгоградской областной Думе Ирина Соловьёва, вошли 18 человек — экологи, ученые, представители регионального отделения ОНФ, Общественной палаты региона, чиновники администраций и депутаты разных уровней, а также руководство природного парка «Волго-Ахтубинская пойма»
— Сегодня проходило первое заседание рабочей группы по вопросу строительства третьей очереди мостового перехода через Волгу по территории Волго-Ахтубинской поймы, — рассказал корреспонденту V1.RU член Общественной палаты Волгоградской области Вячеслав Черепахин. — Если говорить тезисно, то было принято решение, что рабочая группа будет добиваться выполнения компенсационных работ не где-то в области, а именно в Волго-Ахтубинской пойме. Пока не обсуждалось, будут это саженцы или сеянцы. Говорили о том, что если это будут саженцы, то должна быть система полива. Были острые обсуждения, где подчёркивалось, что это действительно большая проблема. Трассировку сегодня не обсуждали, а это самое главное. До сих пор мы не увидели проекта и экологической экспертизы. Глава комитета дорожного хозяйства и транспорта Волгоградской области Анатолий Васильев заверил, что пока никакие работы не ведутся, а на следующем заседании нам пообещали презентовать проект.
Депутаты и общественники высказались категорически против вырубки 3000 дубов в пойме, где дорожники предлагают строить дорогу.
— Ситуация с вырубкой тысяч дубов приобретает более острый характер, — говорит представитель общественного совета при Волгоградской областной думе, активист ОНФ Константин Глушенок. — Многие являются её противниками, а сама ситуация неоднозначная. Некоторые дубы уже помечены к вырубке. Какое-то их количество в любом случае будет вырублено, и наша задача сделать так, чтобы трасса прошла по территориям с нанесением минимального ущерба экологии. Нужны дополнительные гидрологические изыскания, чтобы трасса ни в коем случае не затронула гидрологические режимы Волго-Ахтубинской поймы. Этого пока не сделано. Общественность должна знать при помощи каких технологий будет строиться эта дорога. Не будут ли насыпи и дамбы мешать поступлению воды, миграциям зверей и птиц, проходу воды при паводке.
Восстановить дубы, в случае вырубки, специалисты считают практически невозможным делом.
— Должно быть вырублено минимальное количество дубов, а программа их восстановления должна быть не бумажной, как у нас происходит в городе, а чётко закреплена юридически и материально. Вырастить дубовую рощу — это не шутки. Их тяжело растить, в первые три года за ними нужен тщательный уход, — отметил Константин Глушенок. — Вообще, следует исходить из того, что это особо охраняемая зона природного парка. Эти места — резервативная территория, водно-болотные угодия, всемирного природного наследия по линии Юнеско, которую нужно тщательно охранять. Пока со стороны проектировщиков заботы о ней особо не видно.
— Нужно особым образом подходить к этому проекту, где-то возводить дорогу на сваях, где-то по насыпи. Так делается везде, когда вторгаются в дикую природу и хотят оставить её максимально нетронутой. Пока нет до конца сложившегося проекта, все эти вещи надо решать на берегу. Провести все экспертизы, оценить — тогда ещё какой-то разговор о дороге возможен. А при таком поверхностном подходе, мы будем иметь вторую Башкирию, — считает Константин Глушенок. — Диалога с дорожниками пока нет, но они наконец-то поняли с чем они столкнулись. Просто изначально они подошли к этой проблематике обычным образом, как при строительстве обычной дороги: пригнали бульдозеры и всё. Почему так произошло, большой вопрос. Сейчас у них необходимое понимание появилось и это, считай, пол дела. Диалог уже неизбежен. Это видно по их мужественным лицам.
— В декабре прошлого года прошёл парламентский час, в том числе, по поводу строительства дороги, — рассказал корреспонденту V1.RU депутат Волгоградской областной думы Александр Осипов, который, кстати, по каким-то причинам не стал входить в рабочую группу. — Я увидел, что трассировка идёт через реликтовые дубравы. А это сформировавшая в природе, густая и очень плотная, лесная заповедная зона в природном парке, сложившаяся минимум 70–80 лет назад. Это дубы диаметром до 80 сантиметров. Тогда я поинтересовался, есть ли экологическая экспертиза проекта и проведена ли оценка наносимого ущерба. Мне ответили утвердительно, но никаких бумаг не предоставили. В результате я послал запросы в комитеты экологии и транспорта, но так никто и не предоставил ни экологическую экспертизу, ни проектную документацию. Прислали только письма о том, что будет всё нормально, и будут вырублены порядка 3000 дубов, а в общей сложности — 10 000 насаждений. Предполагались компенсационные высадки.
Ущерб от вырубленных деревьев оценивается в солидную сумму.
— Даже любая непонятно где проводившаяся высадка не компенсирует уничтоженных деревьев. Если брать по скромным подсчётам, только вырубаемые дубы стоят около 100 миллионов рублей, как древесина, — поделился депутат. — Оценки по тополям и другим породам деревьев вообще не проводили. А там, где хотят проложить трассу растут серебристые тополя, берёзы, ясени. Дубы растут в местах, где грунтовые воды циркулируют на глубине двух-трёх метров. В этих же лесах есть озёра и болотистые местности, в которых гнездятся перелётные, в том числе, перелётные птицы. После получения ответов из комитетов, я обратился к своим коллегам, в экологический совет при региональном парламенте и председателю профильного комитета с просьбой оценить возможный ущерб, который может возникнуть.
Александр Осипов отметил, что проблема вырубки деревьев беспокоит многих волгоградцев.
— Мне поступает очень большое число писем от жителей Среднеахтубинского района и Волгограда, переживающих по поводу этой проблемы. Я знаю, что в администрацию президента и во все инстанции отослано несколько коллективных писем, подтверждающих наши опасения, что предлагаемые проектные решения уничтожают заповедный лес, — говорит депутат. — В своё время комиссия общественной палаты Волгоградской области также задалась этой проблемой и выезжала на место планируемой стройки. Дубы уже метят по трассировке. Это большие деревья, которые даже обхватить невозможно. А дорожники полностью игнорируют общественное мнение. Проект разрабатывает ростовская фирма и в данном случае есть основания полагать, что им просто плевать на то, что в Волгограде будет вырублен лес.
На сегодняшнем заседании дорожники заверили общественность, что пока не подготовят проект, вырубать ничего не будут.
— Я предупредил сегодня главу комитета дорожного хозяйства Анатолия Васильева, что любая попытка незаконно рубить деревья будет пресечена самым жёстким образом. Меня заверили, что никто ничего не будет рубить, пока не утвердят проект, — рассказал Александр Осипов. — В последнее время я увидел в сюжетах на местном телевидении, где одни и те же якобы жители Среднеахтубинского района говорят о необходимости строительства дороги. Причём телевизионщики возят их на всякие совещания и используют их, как отражение широкого общественного мнения. Сегодня на экологическом совете никого кроме этих людей из Горпитомника и исключительно телевизионщиков со стороны СМИ не было. Хотя должны быть услышаны мнения всех, в том числе сотен людей, обратившихся к президенту и другие инстанции.
— Я хотел бы обратиться ко всем людям, причастным к принятию решения, — говорит Александр Осипов, — Попытка вырубить такое количество дубов может стать серьёзной политической проблемой, как в Башкирии, Архангельске и Урюпинске. Есть нежелание проектировщиков поменять трассировку, а она возможна. Экологи, представители совета и парка предлагали трассировку вдоль сельхозугодий, где произрастают не самые ценные деревья, тополя, но этого не происходит. Проектировщики с упорством хотят этой вырубки. Я считаю, что это будет иметь самые печальные последствия для имиджа власти.
В свою очередь, председатель комитета по охране окружающей среды и природопользованию Волгоградской областной думы Ирина Соловьева отметила, что группа создана, работает и будет регулярно выезжать на место прокладки мостового перехода, взаимодействовать с проектировщиками и подрядчиками и предоставлять жителям полную информацию о происходящем, не давая поводов для спекуляций различным политическим популистам.
— Это сделано по инициативе и в интересах граждан, чтобы они не только могли получать в полном объеме всю информацию о проекте, его реализации, лесовосстановительных и компенсационных работах, но и реализовать своё право на общественный контроль, — заявила Ирина Соловьёва, — Мы открыты для общения с населением и готовы вместе участвовать в реализации проекта.