Как стало известно 18 мая, волгоградские больницы закупили 57 аппаратов ИВЛ «Авента-М» на общую сумму 134 миллиона 634 тысячи рублей. Цена одного аппарата оказалась на полмиллиона дороже стоимости, по которой их закупали другие регионы России. Комитет здравоохранения объясняет, что покупал оборудование по ценам, по которым продавали, а компания-производитель предполагает, что разница стоимости объясняется различной комплектацией аппаратов. После возгораний аппараты запрещены к использованию, и, возможно, они производились из китайских, а не российских комплектующих.
— Ввиду того, что всплыла информация о вопросах к ценообразованию аппаратов искусственной вентиляции легких «Авента-М», эксплуатация которых приостановлена на территории Российской Федерации с 12 мая 2020 года, я просмотрел закупки по 44-ФЗ, в которых поставщиком выступила компания АО «Концерн Радиоэлектронные технологии», — поделился эксперт по закупкам «ОНФ» Эдгар Петросян. — В открытом доступе я увидел 90 контрактов, на поставку 10 765 аппаратов общей стоимостью 15 миллиардов 248 миллионов 935 тысяч рублей.
Цены на аппараты оказались разными.
— Абсолютное большинство закупало аппараты централизованно через региональные органы здравоохранения по цене 1 миллион 862 тысячи рублей за аппарат, — отметил Эдгар Петросян. — Были регионы, покупавшие чуть дешевле, например, Челябинская область — за 1 миллион 770 тысяч рублей. Дешевле всех аппараты приобрели в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, им каждый из 6711 аппаратов обошелся в 1 миллион 100 тысяч рублей.
Для Волгоградской области аппараты стали «золотыми».
— Но были и регионы, отличившиеся в обратную сторону, таких регионов оказалось три, — пояснил эксперт. — А именно: Волгоградская область, Вологодская область и Республика Марий Эл. В этих регионах каждый прибор обошёлся бюджету в 2 миллиона 362 тысячи рублей.
Смутила эксперта ОНФ и сама процедура закупки аппаратов.
— Меня, как жителя Волгоградской области, удивляет тот факт, что наш регион, являвшийся чуть ли не пионером централизованных закупок, в этот раз почему-то решил выделиться и пойти по пути децентрализации, — недоумевает Эдгар Петросян. — И каждое лечебное заведение закупало себе в розницу, вместо централизованной закупки со стороны комитета здравоохранения, как было в большинстве регионов страны.
Аппараты «Авента-М» использовались для оказания медицинской помощи пациентам в городской клинической больнице имени С. И. Спасокукоцкого в Москве и в больнице Святого Георгия в Санкт-Петербурге, где 9 и 12 мая произошли пожары.
При пожаре в московской больнице погибла одна пациентка, в Петербурге жертвами ЧП стали пять человек. Возгорания возникли из-за неисправности аппаратов ИВЛ, выпущенных на Уральском приборостроительном заводе, который входит в госкорпорацию «Ростех».
К тому времени в Волгоградскую область поступили 20 аппаратов ИВЛ, которые не стали эксплуатировать до завершения проверки о причине пожаров.
На сегодняшний день в Волгоградской области приобретено 57 аппаратов «Авента-М» на общую сумму 134 миллиона 634 тысячи рублей.
Оказалось, что до эпидемии коронавируса аппараты «Авента-М» стоили гораздо дешевле, примерно по тем ценам, которые заплатило за них Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
— Я просто сравнил данные аппараты по характеристикам, — говорит Эдгар Петросян. — Есть три вида аппаратов ИВЛ «Авента-М». У них различные датчики, и они различаются в цене в пределах 30 тысяч рублей. Но я не вижу оснований из-за этого поднимать цену на аппараты на полмиллиона рублей со стороны поставщика.
На одном из сайтов по продаже медицинского оборудования сохранилось предложение производителя по продаже аппаратов ИВЛ по ценам ещё до пандемии:
Аппарат ИВЛ Авента-М с увлажнителем — 1 190 000 рублей;
Аппарат ИВЛ Авента-М с датчиками капнографии и пульсоксиметрии — 1 210 000;
Аппарат ИВЛ Авента-М с увлажнителем, датчиками капнографии и пульсоксиметрии — 1 290 000.
Волгоград заплатил за них почти в два раза больше.
В АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» частично подтвердили догадку общественника.
— Предположу, что разные цены поставляемых аппаратов ИВЛ в различные регионы России зависят от комплектации аппаратов, — любезно пояснили в компании в ходе телефонного разговора. — Нужно посмотреть документы поставки. Нам необходимо немного времени, чтобы дать точный ответ на этот вопрос. Пришлите нам официальный информационный запрос, и мы постараемся ответить на него в короткие сроки.
Пока поставщик аппаратов готовит ответ, в комитете здравоохранения Волгоградской области пояснили, что покупали «Авенты-М» по тем ценам, по которым ему предлагали.
— У нас выходит ровно столько, сколько предлагает за него производитель либо поставщик в текущей ситуации. То есть как бы, я не знаю, этот вопрос к нам?! — заявил заместитель председателя комитета здравоохранения Волгоградской области Николай Алимов. — К медицине вообще или к тому, кто это продаёт. Потому что все прекрасно помнят и знают о том, что нормы 44 Федерального закона «О закупках» были изменены в отношении закупки оборудования, и вообще чего-либо для работы инфекционных госпиталей.
Зампредседателя облздрава аккуратно намекнул, что в стране не хватает мер государственного контроля, чьё отсутствие ведёт к спекуляциям.
— Фактически перешли в прямые закупки, по любой стоимости товара, — говорит Николай Алимов. — Ограничения сняли, на рынке создался ажиотаж. Понятно, что всей стране потребовались не только ИВЛ, но и всё для инфекционных госпиталей. Ну, и я думаю, это закон рынка. И надо задать вопрос не системе здравоохранения. А той системе, которая может эти цены регулировать на рынке в такой ситуации.
Назвать ответственных за подобные качели с ценами на средства, выделяемые из бюджета, Николай Алимов не смог или не захотел.
— Первый шаг был сделан по отмене в федеральном законодательстве, — резюмировал чиновник. — Второй шаг, я не знаю, кто у нас имеет полномочия по поводу государственного регулирования именно цен, их сдерживания. Но это точно не комитет здравоохранения и даже, наверное, это не уровень субъекта.
Эксперт по закупкам Эдгар Петросян не видит коррупционной составляющей со стороны волгоградских чиновников в сложившейся ситуации.
— Николай Алимов во многом прав, поскольку облздраву данную организацию, как поставщика, рекомендовали сверху, — считает Эдгар Петросян. — До того, как их начали массово скупать, аппараты ИВЛ стоили значительно ниже. На региональном уровне вряд ли имеет место коррупционной составляющей.
Между тем с аппаратами ИВЛ «Авента-М» назревает куда больший возможный коррупционный скандал.
— Случилась трагедия — два пожара с аппаратами ИВЛ, погибли люди, — пишет авторитетный российский тг-канал Незыгарь. — И тут выясняется — российское в этих аппаратах только название. Всё остальное — китайское. У нас их собирают, шильдик вешают и — вперёд. То есть наращивание выпуска оборудования у «Ростеха» — это наращивание поставок из Китая и немного дополнительно нанятых рабочих, умеющих отвёртку в руках держать.
За время борьбы с коронавирусом «Концерн Радиоэлектронные технологии» поставил в общей сложности 10 765 аппаратов ИВЛ на сумму, превышающую 14,5 миллиарда рублей.
В Волгоградской области в больницах лежат с пневмониями почти 1000 человек. Закупавшиеся аппараты должны были увеличить медицинские мощности в разгар заболеваемости коронавирусом.
— Актуальная проблема — как их вообще будут поставлять в сложившихся условиях? — задаётся вопросом Эдгар Петросян. — С 12 мая введён запрет на их использование. Ввиду того, что всплывает информация о том, что большая часть комплектующих иностранного производства, а выпускается под российской маркой, появляются вопросы.
На данный момент фактически получается, что Волгоградская область переплатила за жизненно необходимые аппараты, но не может их использовать.