В Волгограде катастрофически взлетели цены на морковь. Кроме того, подорожав, она вдобавок и вовсе исчезла с прилавков сетевых магазинов. Жители города-героя обходят несколько супермаркетов в надежде найти оранжевый корнеплод, но видят лишь пустые полки. Спасают ситуацию единичные точки на рынках, где морковь еще есть. Но и там овощ продается по баснословной цене, достигнув уже 130–150 рублей за килограмм.
Горожане бьют тревогу, обмениваясь в социальных сетях своими переживаниями и адресами, где еще можно урвать хоть одну морковку.
— Сегодня объехал минимум 6 магазинов, включая гиперы... Нигде нет морквы... Даже мытой, израильской... На рынке 150 рублей за кило... Всё, поели овощей? — переживает волгоградец.
— На Жигулевской позавчера видел краснодарскую по 120 рублей, — отвечают ему те, кто еще успел сделать важную покупку.
— Пора переходить на питание времен СССР: овощи и фрукты только в сезон, — предлагают впадающие в пессимизм горожане.
— А во внесезон — морскую капустку консервированную, — добавляет другой волгоградец.
— Своя закончилась, — строят версии исчезновения моркови с прилавков горожане. — Сейчас аграриям и сетям нет особого смысла делать запас моркови на год вперед. Проще после поедания своей, завозить морковку из теплых стран. Тем более, что весной отечественная морковь не способна конкурировать с импортной. Скорее всего в этом году проблемы с поставками. Из-за ковида или таможня с Роспотребнадзором что-то мутят.
Представители крупного торгового бизнеса и фермеры признают — с морковью в Волгограде сложился самый настоящий дефицит. Ее просто нет.
— Дело в том, что мы в мае начали переходить с хранилищ на поля, — рассказал директор ООО «Тамерлан» — компании-владельца сети магазинов «Покупочка» Сергей Савонькин. — Фермеры сеют морковь и другие культуры, а затем, после уборки, закладывают их в хранилища, где они определенное время могут находиться, сохраняя качество и срок годности. В 2020 году и так урожай моркови был не очень, так еще и в хранилищах запасы кончились. А еще сейчас в Краснодаре были аномальные дожди, плюс поздняя зима и поздняя весна. Как такового урожая пока еще нет. Вот из-за этого и сложился дефицит, а также цена на морковь. «Окно» такое неприятное получилось. Ожидаем, что 5 июля ситуация стабилизируется. Думали израильскую морковь закупать, но на нее и цена кусается, и спросом особым она не пользуется.
Местные фермеры уверены, что дело точно не в погоде. По словам фермера Александра Гаврилова, регион ощущает сильнейший кадровый голод в сфере сельского хозяйства.
— Причина одна — работать некому. У меня соседи все в этом году сеять не стали. Людей нет, — утверждает фермер. — Иностранцы не едут, а местные работать не хотят. Ни за какие деньги, и ни под каким предлогам. Статья за тунеядство давно должна быть принята в Госдуме. Мы рискнули, посеяли, а теперь не знаем, что делать. Думали, границы откроют. Вот с Узбекистаном открыли. Но работает только авиасообщение. В одну сторону билет — 50 тысяч рублей. Кто поедет за такие деньги? Никто! Просто нет рабочих рук. Это слезы, слезы у всех. Нет государственной политики, нет жесткости, нам такая демократия не нужна. Нам нужен закон о тунеядстве.
Зайдите на кладбище — там мужики до 40 лет рядами лежат. В чем причина? Пьянство. На село — шесть самогонщиков, 20 лет их МВД поймать не может
Другой фермер, Аркадий Дудов согласен с коллегой, но от себя назвал еще несколько причин дефицита моркови на полках и запредельных цен на нее.
— Первая причина — сокращение площадей из-за нехватки рабочих рук. В 2020-м работать приехали в пять раз меньше выходцев из стран Ближнего Востока. Плюс у нас закрыли все ПТУ, своих специалистов рабочего класса нет — комбайнеров, доярок и так далее. Уничтожили колхозы, запретили держать скотину — сельская местность вымирает. Сейчас к нам ни местные, ни иностранцы работать не идут. Первые не хотят или не умеют. Вторые не могут. Еще одна причина — отсутствие настоящих хранилищ. Мы сейчас держим продукцию в каких-то бараках, бывших коровниках и бомбоубежищах. А строить такую вещь — удовольствие не из дешевых. Я недавно был в Югославии, у меня там знакомому государство дало денег на 50 лет под 2% годовых, на которые он построил огромное хранилище. И ведь у нас есть программы и частных банков, и региональные, и федеральные, но не дают ведь. Единицы попадают под эти госпрограммы.
Бизнесмен утверждает, что большую роль также играют сроки подачи воды, с которой не всё так просто.
— Плюс у нас очень интересно воду в оросительные каналы дает федеральная бюджетная организация Белмелиоводхоз, которая почему-то управляет всем волгоградским поливом из Ростова, — добавил Аркадий Дудов. — Чтобы у нас была ранняя морковь, нужно водой заполнять их в апреле. А нам чиновники говорят, что раз мы не посадили, нам воду не дадут. А мы потому и не сажаем, потому что воды нет! Ее дают поздно. В 2011 и 2016 году мы послушались, посеяли, а воды в канале не было. В итоге наедаются фермеры Испании, Египта, Ростова, Краснодара, а у нас вода только 15 мая в канал приходит. Середина-конец весны, уже жара стоит, поле пересохло, а у нас вода только с конца мая.
Тем временем по данным, которые приводит Волгоградстат, всего за два месяца морковь подорожала на 40%. Если в середине апреля килограмм овоща стоил порядка 38 рублей, то в середине мая — уже 43 рубля, а к 15 июня вырос до 51 рубля. Таким образом, в среднем каждую неделю морковь дорожает на 5%. При этом, где в Волгограде статистики нашли морковь по 51 рублю за килограмм, при том, что на рынках она лежит по 130–150 рублей, в Волгоградстате не уточняют.
Ранее в Волгограде и во всей России были зафиксированы взлеты цен на слаботочные системы, а также комплектующие к компьютерам. Еще зимой эксперты отмечали резкий подъем цен на видеокарты, к которым позже присоединились процессоры, а также твердотельные накопители. А с началом активного строительного сезона о себе напомнили стройматериалы, некоторые из которых подорожали в пять раз.