Сразу два европейских производителя автомобильных шин объявили об уходе из России. Соответствующие сообщения появились в минувший вторник, 28 июня, на официальных сайтах французской компании Michelin и финской — Nokian Tyres. О том, стоит ли переживать по этому поводу, грозит ли волгоградцам дефицит качественных покрышек и есть ли им замена, спросили у экспертов, представителей шинного бизнеса и простых автолюбителей города-героя.
Передача деятельности и контролируемый уход
Как следует из сообщения на сайте французского производителя, производство шин на заводе в подмосковном Давыдово приостановлено еще с 15 марта 2022 года, но возобновлять его Michelin не планирует. Вместо этого в компании собираются до конца года передать управление всей деятельностью на территории России в руки местного управленческого состава.
— Возможностей для возобновления производственной деятельности на территории России из-за логистических сложностей в текущем неопределенном контексте нет, — гласит сообщение на официальном сайте группы компаний Michelin. — Группа вынуждена запланировать передачу всей своей деятельности в России до конца 2022 года и изучает возможность передачи производственных и коммерческих активов нынешнему локальному менеджменту. Мы работаем над поиском лучшего решения для своих сотрудников. Новая организация не будет связана со структурой и маркой Michelin.
К слову, финский производитель Nokian Tyres в марте этого года тоже прекратил инвестиции в российский бизнес, но производство не останавливал. Крупнейший завод компании, расположенный во Всеволжском районе Ленинградской области, продолжал работу, но 28 июня вслед за французами финны объявили об уходе из России и последующем наращивании производственных мощностей на территории США и Финляндии.
— Принятые ЕС санкционные ограничения сделали невозможной нашу дальнейшую работу в России в составе концерна Nokian Tyres, — сообщил на официальном сайте компании генеральный директор Nokian Tyres в России Андрей Пантюхов. — Менеджмент российской компании Nokian Tyres подготовил и представил совету директоров концерна предложение о будущем формате работы компании в России в автономном режиме. Мы верим, что принятие этого предложения позволит нам продолжить операционную деятельность в России. Однако совету директоров требуется больше времени для принятия решения. Также совет директоров может рассмотреть другие потенциальные решения в рамках контролируемого ухода с рынка. В любом случае целью является реализация решения, которое позволит обеспечить продолжение устойчивой деятельности компании в России.
«Русский человек всегда найдет выход»
Тем временем представители торговых организаций Волгограда, занимающиеся продажей автомобильных шин, серьезной проблемы в уходе премиальных брендов не видят. По мнению сотрудников и руководителей магазинов, уход бренда еще не означает уход самого товара.
— Мы продаем и Michelin, и Nokian Tyres, это премиальный сегмент, и эти шины сильно полюбились многим нашим клиентам, — рассказали сотрудники магазина «Колесо» в Краснооктябрьском районе Волгограда. — Об уходе этих брендов из России слышали, но исчезнут ли сами шины с прилавков, пока неизвестно. Скорее всего, найдутся обходные пути поставок. Тем более у обеих компаний есть крупные заводы в нашей стране. Такие большие проекты вряд ли кто-то закроет. Возможно, последует смена названия, как произошло с McDonald’s, а нам просто потом придется объяснять покупателям, что это те же самые Nokian, только с другим названием. О прекращении поставок пока никакой информации не поступало.
В крупной сети магазинов «700 шин» тоже уверены, что продукция уходящих брендов останется в продаже, но вот чего стоит опасаться, так это подорожания.
— Русский человек всегда найдет выход. Просто будут поставки не напрямую в Россию, а через каких-нибудь посредников, — предположил сотрудник одного из магазинов торговой сети Александр. — Как следствие, вырастет цена на шины, но в любом случае есть еще аналоги. Конечно, тягаться с двумя такими гигантами премиального сегмента, как Michelin и Nokian Tyres, нелегко, но немецкий бренд Continental от них не отстает. Хотя у них тоже что-то случилось и в Россию они сейчас поставки не делают. Уже возник дефицит летних шин Continental, и, думаю, к зиме будет еще хуже. Но в любом случае без шин мы не останемся, всегда найдем, на чём ездить. Отечественного производителя поддержим, хотя, конечно, сравнивать нашу резину с Michelin и Nokian сложно.
По словам специалиста, отечественные производители пока не способны заменить финские и французские шины, поскольку даже не пытаются производить продукцию такого уровня.
— Основные отечественные бренды — это Cordiant и КАМА, но они совершенно не конкуренты французским и финским шинам, уровень технологий совсем другой, — добавил сотрудник торговой компании. — Когда какой-то производитель выводит новую модель шин, всегда проводятся открытые тестирования того, как себя проявляет резина в разных условиях. Michelin и Nokian Tyres — это всегда лидеры таких тестов. Наши шины в лидеры пробиться не могут, а зачастую даже не участвуют, потому что имеют весьма посредственные показатели в плане сцепления с дорогой, комфорта и износостойкости. Кроме того, сейчас очень популярными стали китайские автомобили, которые выпускаются с колесами большого диаметра — 19 или даже 20 дюймов. Наша КАМА вообще не производит шины такого размера, ограничиваясь стандартными малыми диаметрами.
«Китай уже потирает руки»
По словам сотрудников торговой сети «Шина34», смена руководства на производстве шин премиум-класса может отразиться на качестве.
— Уход Michelin и Nokian Tyres из России на простых волгоградцах никак не отразится. Измениться может только качество шин из-за смены владельцев, но наверняка сказать сложно, — рассказали сотрудники. — Всё зависит от того, будут ли они менять технологии и состав. В любом случае есть другие производители, есть Китай, который давно потирает руки, ожидая, когда мы уже полностью откроем свой рынок. С большей вероятностью уход брендов Michelin и Nokian Tyres отразится на них самих. Российский рынок огромен, потребление шин соответствующее, и терять такой рынок, значит вредить самим себе. Естественно, каждый производитель имеет свои особенности, свои характеристики, состав резиновой смеси и уникальные технологии производства. У Michelin и Nokian Tyres качество на высочайшем уровне, но также есть Pirelli, Continental, Bridgestone, которые никуда не уходят с российского рынка. Это тоже премиум-сегмент, и ничем не хуже.
К слову, дефицит некоторых видов колесных шин уже чувствуют не только простые автолюбители, но и организации, обслуживающие технику. По словам специалистов, найти аналоги исчезающим специализированным шинам порой бывает крайне сложно.
— Мы работаем с погрузочной техникой и сотрудничаем с двумя производителями индустриальных шин. Чаще всего использовали шины немецкой фирмы Continental, — рассказал на условиях анонимности представитель одной из сервисных компаний Волгограда. — Завод у Continental в России есть, но, как мы слышали, в последнее время возникли перебои с поставками некоторых размеров цельнолитых шин. Беда в том, что их нельзя заменить любым аналогом. На них установлен особый замок, который подходит именно к нашей технике. У других производителей такого нет, и их шины просто не подходят.
Страшен не уход, а подорожание
Впрочем, простые волгоградские автолюбители уверены, что найти замену французским и финским шинам для обычного автомобиля не так уж и сложно. По мнению горожан, при всей своей премиальности даже самые дорогие покрышки не лишены недостатков.
— У меня на машине сейчас установлены белорусские шины «Белшина», — рассказал владелец Volkswagen Polo Дмитрий. — Покупал два года назад. Устраивают полностью и по шумности, и по мягкости, балансируются отлично. На Nokian Tyres тоже доводилось ездить не раз — ничего особенного. Шины, как шины, вполне хорошие. Правда однажды была такая проблема с зимней резиной этой марки — воздух проходил через шипы, и колёса постепенно спускались.
По мнению автомобилистов, уход европейских брендов из России опасен лишь снижением конкуренции и, как следствие, необоснованным повышением цен на менее качественные шины.
— Michelin хорошая, но дорогая резина, мягкая, тихая, хоть и немного не для нашего климата, — рассказал водитель отечественного автомобиля Виктор. — Уж больно быстро изнашивается французская резина в жару и в холод. На Nokian Tyres сам не ездил, но слышал только хорошие отзывы. Сейчас на машине установлена «Белшина». Прошлый комплект отходил четыре сезона без нареканий, в этом году новый купил. Вот только цена стала уже как на Nokian. Из-за самого ухода французов и финнов переживать не стоит, а вот из-за снижения конкуренции придется. Из-за отсутствия высокотехнологичных конкурентов наши менее продвинутые шины будут необоснованно дорожать.
Напомним, о подорожании автомобильных шин в самом начале летнего сезона — 2022 уже писали наши коллеги из национальной редакции. Анализ показал, что к началу сезона шиномонтажа стоимость летней резины увеличилась практически по всему модельному ряду, а средний комплект прибавил 4–5 тысяч рублей.
Готовы ли вы отказаться от Michelin и Nokian Tyres и перейти на российские или китайские шины?